WorldClass

09 октября 2024, 03:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

О чем жалеет экс-советник мэра Воронежа по туризму? Аналитика «Абирега»

13.06.2024 11:15
Автор:
О чем жалеет экс-советник мэра Воронежа по туризму? Аналитика «Абирега»
Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky
Какой может быть стратегия развития туризма в регионах России?

Воронеж. 13.06.2024. ABIREG.RU – Авторская колонка – Мэр Воронежа Вадим Кстенин покидает пост. Вместе с ним уходит и советник по туризму Сергей Слабунов. Бизнесмен решил поделиться своим главным сожалением в должности консультанта власти: тем, что пока так и не реализована его авторская стратегия развития туризма. Слабунов и соавтор документа Михаил Глущенко утверждают, что эту стратегию можно внедрять не только в Воронежской области, но и в других регионах России. Так ли это? Слово самим авторам идеи.

О чем этот текст?

Есть дискуссия: а что если Воронеж – вообще не туристический регион, он аграрный, промышленный, любой другой, но не туристический? Зачем развивать ту индустрию, которая не была флагманской, сверхприбыльной и не опирается на мощные исторические или природные достопримечательности, ведь у нас нет крепостей, кремлей, гор?.. Но наша позиция – туризм это глобальный маркетинг региона. Это те внешние коммуникации, через которые регион рассказывает о своей привлекательности для действующего бизнеса, потенциальных инвесторов и новых жителей. Развивая туризм, мы комплексно работаем над инвестиционной привлекательностью области. И отсюда рождается правильная цепная реакция – новые бизнесы и проекты, новые рабочие места, высокий уровень и качество жизни. Вот для этого нужно прокачивать и раскрывать наш туристический потенциал. Но, как и в любой системе продаж, начинать нужно с продавцов: в этом случае – с нас, воронежцев. Мы должны стать главными амбассадорами региона, нужно познакомить и влюбить воронежцев в Воронеж. Коллеги из Тюмени делились анекдотом с черным юмором: если тюменцу отрубить голову, то он еще двое суток будет рассказывать, как прекрасна Тюмень. Что и как рассказываем мы о своем крае? Где мы сами бываем на выходных? Куда хотят поехать наши дети на экскурсию? Вот это и есть центральная мысль созданного документа. Мы ее называем методологией, здесь перечислены конкретные шаги – бери и делай. А потом уже можно на ее основе дорабатывать стратегию. Нас часто просили прокомментировать официальную стратегию развития туризма Воронежской области (например, тут и тут). Теперь в позиции «Отвергаем и предлагаем» мы презентуем свое видение. А еще эта стратегия – вероятно, самый эффективный путь к развитию живого патриотизма через познание своего края.

«Четыре И» – ключевые проблемы туризма

Есть ряд факторов (мы их называем «четырьмя И»), которые оказывают непосредственное влияние на «пятое И» – инвестиционную привлекательность региона.

Информация. Недостаточная информационная поддержка локаций, продуктов, маршрутов. Это о том, что не реализован системный маркетинг внутреннего туризма. Куда поехать в области, чем заняться – эту информацию можно найти. Но зачем туда ехать, кому именно будет интересно (имиджевый маркетинг) – нет. Всё потому, что отсутствует единое информационное поле для госорганов и участников туристического рынка. Даже на уровне терминологии туризм понимается по-разному: турист в трактовке госорганов – путешественник из другого региона, оставшийся на ночь в Воронежской области, для участников отрасли – вообще любой путешественник.

Инфраструктура. Дорога, парковка, туалет, общепит – в большинстве объектов не обеспечен минимальный набор сервиса для туристов.

Исследование продукта. Цена и ценность, содержание, соответствие продукта целевой аудитории, путь гостя, персонал, упаковка и атмосфера – в условиях низких конкуренции и спроса отдельные элементы турпродукта теряют в качестве.

Идеология. Жители области в массе не знают о ее туристической привлекательности, не гордятся регионом, не советуют и не практикуют отдых в нем. В этом же направлении отсутствует работа на уровне школ и вузов.

Теперь разберем каждую из «четырех И» подробнее.

Как работать с маркетингом туризма?

Нужно понимать информацию о туризме сразу в двух разрезах. Первый – информация как маркетинг и информированность потенциальных туристов. Второй – единое информационное поле отрасли, в котором работают рынок и власть. А для этого нужно формировать сообщество, где все участники по-настоящему слышат и понимают друг друга, осознают общий вектор действий.

Что нужно сделать сначала в этом направлении?

• Оцифровка отрасли – считаем, сколько и каких объектов и игроков рынка есть, проводим аудит профильных ОКВЭД.
• Замеры реальной доли налоговых поступлений от турпроектов, оценка коэффициента возврата инвестиций.
• Маркетинговую стратегию разворачиваем на внутренний рынок, рекламируем Воронеж не для других регионов, а прежде всего для жителя Воронежской области. Для этого нужен единый маркетинговый план для всех ведомств по туризму.
• Разработка и реализация календаря мероприятий для формирования профессионального сообщества: ежегодный фестиваль (выставка, другое профильное мероприятие) для участников рынка.
• Мероприятия для легализации «серого» рынка туризма.

Как работать с исследованием продукта?

В этом направлении главная задача – сделать программы туробъектов актуальными и востребованными для своих целевых аудиторий, а также обеспечить эффективность работы с группами.

Для этого нужно провести инвентаризацию программ по критериям: ценность информации, наглядность, интерактивность; вовлеченность гидов, экскурсоводов; маркетинговая упаковка. Кроме того, необходимо сформировать список рекомендаций для доработки обучающих программ и сформировать график повышения квалификации на мастер-классах и воркшопах для гидов и экскурсоводов.

Как работать с идеологией?

Нужно повысить спрос на отдых внутри региона для жителей Воронежской области, сместить фокус на локальный туризм вместо выездного. Туризм становится центростремительным, а не центробежным, а каждый житель – амбассадором региона.

Для этого необходимо

• создать подведомственную организацию по школьному туризму;
• разработать программу системных школьных экскурсий по региону. Это обеспечит плановой нагрузкой туробъекты и одновременно сформирует образовательное и культурное поле у школьников, направленное на локальный патриотизм;
• наполнить событийный календарь региона исторической самобытностью, начиная со сценария Дня города.

С чего можно начать уже сейчас?

Очевидно, что прозвучит критика о том, что сейчас в бюджете нет лишних денег, поэтому масштабные изменения в туризме невозможны. Но ведь можно идти по теории малых шагов: например, пересмотреть подходы к организации Дня города или изменить формат Туристско-информационного центра, сделав его в Воронеже по-настоящему заметным (это как раз работа над идеологией).

Но проблема в другом: любые результативные изменения в туристической отрасли возможны, только если изменится управленческое мышление руководства региона. Иными словами, пора переставать воспринимать туризм как рудимент, [нужно наконец-то] увидеть в нем состоятельную сферу экономики, которая, в свою очередь, способна давать внушительный мультипликативный эффект.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0