Мировая премьера оперы состоялась в рамках седьмого международного Платоновского фестиваля искусств в 2017 году. На тот момент постановка стоила несколько годовых театральных бюджетов и произвела фурор в театральной среде, став спектаклем-номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
История строительства электростанции в селе Рогачевка – автобиографический сюжет Андрея Платонова. Вера в светлое будущее, создание комфортной среды в молодом государстве и будни строителя коммунизма отображены во многих рассказах автора.
Впервые материал «Родины» появился в 1987 году на фестивале «Московская осень», зрители услышали увертюру «строителей рогачевской электростанции». Но к 70-летию великой революции версия оказалась громоздкой и энергозатратной для масштабной постановки. Нотные листы ушли, как говорится, в стол.
Партитура, несмотря на вычурную сложность, не представляет музыкальной ценности для восприятия. В концертном исполнении такое играть не будут. Другие оперы Седельникова исполнялись с успехом, а «Родина электричества» ждала своего часа целых 30 лет.
К столетию революции Михаил Бычков взял смелость воссоздать на сцене воронежского оперного «Родину». В Камерном театре Платонова было много: раз в несколько сезонов обязательно выходила премьера по произведению земляка. «14 красных избушек» до сих пор идут на сцене.
После оперы «Дон Жуан» увидеть премьеру советской оперы было удивительно. Но смелость режиссера оправдала все ожидания. Стилистические решения и сильная команда художников-постановщиков создала уникальную постановку.
«Родина электричества» – сказание о тяжелой судьбе русской коллективизации и веры в светлое будущее. Опера демонстрирует самые первые и тяжелые годы прививки советской власти, в которой электрический свет дарил надежду на жизнь. Огромная лампочка Ильича в конце действия напоминает об этом.
«Родина электричества» – грандопера нашего театра! Целая стройка экспонируется перед зрителем. Коллективный созидательный быт напоминает запасники Третьяковской галереи на Крымском Валу. Полотна классика русского авангардизма Казимира Малевича присутствуют во всей постановке. Разводка сцены строгая: конструкции не должны отвлекать от строительства коммунизма. Цветопись постановочного рисунка завораживает: единство красного, белого, черного, словно триада крови, тумана и чернозема, сопровождающих создание света для советских граждан… Сколько было по всей стране электростанций, скрывающих человеческую боль? Миллионы…
Всем, кто интересуется литературой и оперой, я категорически рекомендую посетить показы! И да, на это стоит приехать из Москвы. Когда опера будет идти в следующий раз – неизвестно…
До встречи в театральных кулуарах!