Воронеж. 01.06.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Месяц назад агропромышленная корпорация «Стойленская Нива» с продажей двух хлебозаводов - ОАО «Хлебозавод №5» и ЗАО «Бобровхлеб» - ушла с воронежского рынка хлебопродуктов. Впрочем, по словам президента корпорации Дмитрия Древлянского, ничего трагического в том ни для воронежского рынка, ни для компании нет. У корпорации, напротив, большие планы по развитию и расширению присутствия, которые включают как приобретение профильных активов в Центральной России, так и вывод на рынок новых торговых марок и видов продукции.
- Мы ушли с воронежского рынка, на котором, в общем, серьезно и не присутствовали. Хлебопекарное производство в Воронежской области характеризуется достаточно низкой концентрацией, и незначительные мощности двух наших воронежских хлебозаводов позволяли нам занимать лишь 7% рынка в этом регионе. Поэтому иметь те активы, которыми мы до недавнего времени обладали, для «Стойленской Нивы» было просто экономически нецелесообразно. Как вы знаете, в Воронежской области основным игроком является Воронежская хлебная компания, конкурировать с которой в нашем положении не имело смысла. А Григорию Федякову, который приобрел у нас эти заводы, это интересно, потому что у него в Воронежской области уже есть один хлебозавод.
- А не возникало мысли, наоборот, купить у него этот завод?
- Нет, не возникало. Мы проанализировали ситуацию и посчитали, что если сделаем такое приобретение, то совокупной доли на рынке все равно будет недостаточно, исходя из наших стандартов работы. В целом, когда мы рассматриваем возможности приобретения того или иного предприятия, мы помимо прочих факторов анализируем возможность достижения определенных стандартов в области качества, производства и управления новым активом. И этот высокий уровень принятых в компании стандартов должен быть достигнут на всех предприятиях холдинга.
- В таком случае почему тогда так долго присутствовали на воронежском рынке, если вам это было экономически не выгодно?
- Проблема продажи этих хлебозаводов не была для нас первоочередной, то есть, проще говоря, руки не доходили. С 2004 года мы активно развивали хлебопечение и зернопереработку, постепенно избавляясь от непрофильных предприятий. Сейчас у нас также появилась возможность сконцентрироваться на вопросах оптимизации наших производств, сокращения издержек. Так сложилось, что именно в начале 2011 года мы получили удовлетворяющее нас предложение по продаже воронежских активов и успешно реализовали его.
- Мне кажется, нелогично продавать пусть и не нужные, но профильные активы в регионе, если в том же регионе есть совершенно непрофильные активы. Я имею в виду животноводческое предприятие «9-я пятилетка».
- Во-первых, осуществлять сделки по продаже нужно не только с точки зрения их логичности, но и с точки зрения своевременности. Поэтому мы не торопились продать свинокомплекс и ждали достойного предложения, хотя «9-ая пятилетка» уже достаточно давно выставлена на продажу. И все же это непрофильный для нас актив, и с той долей рынка свинины, которую он занимает, работать экономически нецелесообразно. Мы ищем профильного инвестора, который данной темой давно и успешно занимается. Таких, как вы знаете, достаточно много. И могу сказать, что предварительные переговоры на эту тему уже идут. Надеюсь, в скором времени мы расскажем и об этой завершившейся сделке.
- Если где-то убыло, значит ли, что где-то, в другом регионе, где «Стойленская Нива» занимает приличную долю рынка, прибудет? Нет мысли, например, купить у «Белстар-агро» в Белгороде завод?
- Есть, но компания пока не хочет продавать этот завод. Хочу заметить, что у нас достаточное количество активов, однако, к сожалению, не все из них удовлетворяют стандартам, которые мы сформировали за последние несколько лет. Но тем не менее объявлений о продаже ждать не стоит, а о покупке - напротив.
- Какие регионы в этом смысле считаете интересными?
- Для нас традиционно интересна центральная часть России. В первую очередь, я говорю о Центральном и Поволожском федеральных округах. Мы с удовольствием расширили бы там свое присутствие. Важно понимать, что управление значительно удаленными друг от друга предприятиями вызывает определенные трудности. Принимая во внимание этот фактор и учитывая значительную протяженность России (в том числе большое количество часовых поясов), мы стремимся сконцентрировать свое развитие в пределах европейской территории нашей страны.
- Давайте поговорим о ситуации на рынке. Прошлый год был тяжелый. Каких сюрпризов ждать в этом году, по вашему мнению?
- Я надеюсь, что таких потрясений, какие принесло нам прошлое лето, ждать не стоит. Хотя прогноз на 2011 год - прежде всего из-за засухи и плохого урожая озимых - не столь оптимистичен, как хотелось бы. Полагаю, что в целом ситуация на рынке в этом году будет более спокойной и более прогнозируемой, чем в 2010 году.
- Рентабельность вашего бизнеса, как вы говорили в прессе, в прошлом году была низкой, но не критичной...
- Не совсем так. Я бы не назвал рентабельность предприятий «Стойленской Нивы» низкой. В целом российский потребитель хлебобулочных изделий ориентирован на стандартизированную продукцию, которую выпускают многочисленные отечественные хлебозаводы, построенные во времена СССР. Если добиться значительного сокращения издержек, то такие предприятия будут работать высокоэффективно. На сегодняшний день предприятия Хлебопекарного дивизиона «Стойленской Нивы» работают с рентабельностью около 18%, в то время как средняя рентабельность в хлебопекарной отрасли составляет 10-12%. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мы уже достигли определенных успехов в процессах оптимизации деятельности наших активов.
Также надо понимать, что существует высокомаржинальная и низкомаржинальная продукция. К высокомаржинальной относятся кондитерские и мелкоштучные изделия, а также хлебобулочные изделия премиум-класса. Социальный хлеб, как, скажем, «Дарницкий», к высокомаржинальной группе продукции не относится. Рентабельность такого продукта чаще всего стремится к нулю либо принимает отрицательные значения. Здесь важно понимать, что это достаточно сильно политизированная и регулируемая тема, пользующаяся повышенным вниманием как со стороны органов государственной власти, так и со стороны средств массовой информации. А коммерческие сорта хлеба обращаются в свободном рынке, и их цена определяется рыночными факторами.
- Каких шагов производители хлебобулочных изделий ждут от государства в нынешнем году и на ближайшую перспективу?
- От государства все всегда ждут одного – понятных и прогнозируемых в среднесрочной перспективе правил взаимодействия и жизни на рынке. И этого уже вполне достаточно.
- А так получается?
- Не всегда, но как правило.
- А от производителя хлеба вообще что-нибудь зависит? Государство регулирует рынок, диктует вам ценовую политику…
- Государство не может приказать не повышать цены. Государство должно следить, чтобы не было необоснованного повышения цен, прежде всего - на социальные сорта. Все остальное регулируется спросом и предложением. Мы же на рынке не одни работаем, даже если, к примеру, в каком-нибудь городе или регионе занимаем серьезную долю. Но если мы вдруг - чисто теоретически - захотим продавать торты в два раза дороже, чем мы делаем это сейчас, у нас ничего не получится, хотя государство здесь совершенно ни при чем. Никто цены на торты не регулирует. И не будет.
- На «Дарницкий» вы тоже можете повысить цену?
- Можем в том случае, если объясним и обоснуем необходимость данного повышения и покажем всю нашу экономику, во-первых, областной администрации, во-вторых, территориальному УФАС. Вот после этого при получении их согласия можем.
- Есть планы по выпуску новой продукции?
- Конечно, процесс расширения и ротации ассортимента идет у нас непрерывно. Например, смоленский «Хлебопек» (предприятие АПК «Стойленская Нива») выпускает сейчас 150-200 видов изделий. У нас большой ассортимент: в течение прошлого года на предприятиях «Стойленской Нивы» было введено более 100 ассортиментных позиций хлебобулочных и кондитерских изделий. В последние годы мы активно расширяем наше присутствие в сегменте здорового и профилактического питания. Но я считаю, что сотворить на рынке сенсацию и поразить всех экспертов и потребителей какой-нибудь уникальной новинкой достаточно сложно. Все-таки хлеб – это очень традиционный продукт, и население в большинстве своем употребляет тот хлеб, к которому оно привыкло с детства. Да, сейчас в Москве появились хлебные магазины, где хлеб стоит 100-200 рублей. Но я бы не сказал, что это как-то влияет на рынок. Большинство покупателей идет за нашим хлебом в сетевые магазины и покупает его вместе с остальными продуктами
- Ну, если появляются магазины с хлебом по 100-200 рублей, значит, это кому-то нужно. По-Вашему, лет через пять-десять больше будет востребован Дарницкий или хлеб премиум-класса?
- Уже сейчас ощущается рост спроса на хлеба премиум-класса. Социальный хлеб люди покупают, но в меньших объемах, чем 5 лет назад. В целом с повышением благосостояния жителей снижается количество потребляемого ими хлеба. И если человек покупает хлеб, то, в первую очередь, руководствуется вопросами качества и зачастую предпочитает изысканные сорта.
- Соответственно, ваш бизнес становится более маржинальным…
- В какой-то степени. Только вы забыли про то, что хлебопекарный рынок все-таки сокращается, причем на регулярной основе. Это общероссийская тенденция.
- В прошлом году он упал, теперь сколько лет вам можно спокойно жить?
- Спокойно жить нельзя никогда. Если вы будете жить спокойно, у вас сначала остановится развитие, а потом начнется спад.