Липецк. 30.03.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Экс-депутат ГД РФ Евдокия Бычкова рассказала «Абирегу», как она изменяет мир вокруг себя, почему ушла из Государственной Думы и о том, как спасла жизнь человеку.
– Вы никогда не мечтали изменить мир?
– Мне всегда хотелось достичь чего-то важного в жизни. Я даже мечтала полететь в космос. Но изменить мир в глобальном масштабе, на мировом уровне я не мечтала. Но я всегда хотела изменить что-то хотя бы на уровне города или села, где я жила. Я когда-то написала сочинение, каким я вижу свое село через 20 лет. Тогда, заглянув в будущее, я увидела, что на улицах села лежит асфальт, что есть где заниматься спортом и т.д. И эти мои детские мечты в основном сбылись. Когда я стала заниматься бизнесом, я как меценат построила на своей родине асфальтированные дороги, прекрасную спортивную площадку и площадку для детей. Знаете, мой принцип – действовать в круге своего влияния. У каждого этот круг свой. Глава сельского поселения должен действовать в масштабах своего села. Мэр города должен улучшать условия жизни в своем городе и не пытаться поменять всю страну. Я сегодня живу в Желтых Песках, и мы с предпринимателем Анатолием Давыдовым (председателем совета директоров ООО «ОК «Штерн») построили в селе водопровод за собственные деньги, построили дорогу, провели свет, каток залили.
– А когда Вы работали в Госдуме, кругом Вашего влияния была вся страна…
– Да, там я что-то сделала и для страны, и для Липецкой области. Я, например, выступила инициатором законопроекта по утилизации отходов. Мы проделали огромную работу, и закон был принят. За него я получила Орден Вернадского. Это орден Министерства природных ресурсов и Высшего экологического совета. Это солидная награда, и я ей очень горжусь. Я добилась, чтобы через Задонск, Липецк и другие населенные пункты Липецкой области не перемещался транспорт с нагрузкой свыше 12 тонн. Вы помните, эта проблема появилась после того, как на трассе М-4 «Дон» ввели платные участки. Тогда не все хотели платить за проезд, и сорокатонные грузовики пошли через Задонск. Они буквально разрушали исторические памятники и монастырь.
– А у депутатов ГД все мечты сбываются?
– Нет, конечно. Мне, например, не удалось провести законопроект, который предусматривал оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длительностью не полтора года, а три. Я этот законопроект неоднократно вносила, но, к сожалению, он так и не был принят. Но я надеюсь, что мои бывшие коллеги проведут этот закон в будущей Думе.
– Вы совершили удивительный поступок. Некоторые психологи говорят, что все люди стремятся к власти, а Вы ушли из Госдумы и стали депутатом, в общем-то, рядового горсовета. Что у Вас случилось?
– Для меня в этом нет ничего удивительного. У каждого человека есть свои приоритеты, свои ценности. Для меня главная ценность – это семья. И когда у моего мужа пошатнулось здоровье, я была обязана быть рядом с ним. Я жила между Москвой и Липецком, а он здесь был практически один. Я даже чувствую себя виноватой, потому что не всегда уделяла ему столько внимания, сколько было необходимо. Поэтому я оставила Госдуму и сегодня рядом с мужем и со своей семьей – детьми и внуками. Я благодарна судьбе, что у меня очень хорошие дети. Хотя, может быть, им я уделяла недостаточно внимания. Но все это я компенсирую с лихвой со своими внуками. Каждый выходной у нас теннис, лыжи, велосипед, плавание, пироги, котлеты, стихи. Два дня необыкновенного общения!
– Но и общественную работу Вы все равно не оставляете.
– Я имею большой опыт парламентской работы. И я пошла в городской Совет депутатов города Липецка. Хочу сделать Липецк привлекательным туристическим городом и мечтаю создать музей воды на базе реконструированного бювета минеральной воды. В настоящее время я уже внесла на рассмотрение проект изменений в Положение об уплате земельного налога, который предусматривает предоставление льгот инвалидам I и II групп без учета даты установления группы инвалидности и без учета степени ограничения способности к трудовой деятельности. В случае принятия этого закона инвалиды избавятся от хождений по инстанциям и ненужной бумажной волокиты. В горсовете я работаю заместителем председателя.
– На бесплатной основе.
– Да, это многим кажется смешным, но я зампредседателя городского Совета на общественных началах. Когда меня спрашивают, зачем мне это нужно, я всегда говорю, что что-то надо делать и просто так. Нельзя же всегда все делать ради денег. Надо что-то делать просто для города, где живут мои дети, мои внуки и, очень надеюсь, будут жить мои правнуки.
– А как к Вашей отставке отнеслись в Государственной Думе?
– Вся Дума была удивлена. Вплоть до того, что покручивали пальцем у виска. Для многих уйти из Госдумы по собственному желанию – странный поступок. Хотя бы потому, что с точки зрения материальной обеспеченности ни одна должность ни в городе, ни в области не сравнится с обеспеченностью депутата ГД. Но, я говорю, не все меряется материальным. Я подошла к такому рубежу, когда мне хочется найти баланс между житейским и духовным, чтобы быть в гармонии с самой собой.
– Судя по Вашим декларациям, у вас сравнительно небольшой доход по сравнению с другими депутатами ГД. Они к вам не относились как к бедному родственнику?
– Некоторые - да. Миллиардеры несколько иронично относились к моему бизнесу. Но, с другой стороны, я была достаточно активным депутатом (на 50-м месте по активности из 450). Я всегда вносила законопроекты, часто выступала. И за мои деловые качества ко мне относились уважительно. Начиная с Нарышкина и его замов.
– Вообще, принято считать, что женщина должна жарить картошку и воспитывать детей. А такие вещи, как карьера – занятие мужское. Вы, судя по всему, думаете иначе?
– Вы знаете, я из многодетной семьи. У меня замечательные родители. Отец – трудоголик. Он плотник, он столяр, он просто мастер на все руки. В то же время он был человеком начитанным, неплохо знал классику. И мама, казачка – тоже необыкновенная женщина. Она столько несла на себе! И они жили в любви, в согласии и в труде. Жили друг для друга. И эти ценности я принесла в свою семью. Я говорю, семья, дети для меня на первом месте. Но это не значит, что я должна была забыть о своем развитии. Да, многие, действительно, считают, что женщина не должна делать карьеру, стремиться к тому, что лежит вне семьи. А я за то, чтобы они к этому стремились! Хорошо, если у нее хороший муж. Но у нас разводов-то посмотрите сколько - 50%. Это беда! Мужья, извините, уходят к другим женщинам. И вот приходит ко мне на прием мать-одиночка. Ей сорок лет, у нее трое детей, никакого образования. И говорит: «Помогите!» А как помочь? «Что ты умеешь делать?» – «Ничего». И вот помогаешь ей устроиться уборщицей на 7-8 тыс. рублей! Нет, женщина должна не только жарить картошку.
– Что Вам больше всего не нравится в других людях?
– Для меня самое большое огорчение – это разочарование в людях. Мне не нравятся болтуны – те, кто поет соловьем, а потом оказывается, что это никчемный человек. Мне со многими приходилось работать, я многих принимала на работу. Приходят ко мне устраиваться. Ну так хорошо говорят! Вы знаете, я влюбляюсь в таких людей. Всегда ведусь на их красивые слова. А когда человек вступает в должность, проходит полгода, а результата нет. Еще даю человеку шанс доказать свою состоятельность – результата нет. И потом оказывается, что он просто пшик. Мне от этого очень больно всегда, обидно. Мне очень-очень плохо, когда заявленное человеком не соответствует реальности.
– Вот интересно, это только у нас в России люди любят выдавать себя не за то, что они есть, или так везде?
– Я думаю, люди везде одинаковые. Во всем мире есть и герои, и порядочные, и подлецы, и вруны. У меня столько было таких историй! И что самое интересное, люди, которые меня обманывали, теперь никто и звать их никак. Никто из них не добился ни малейшего успеха ни в чем. Вверх идет только тот, кто держит слово. В бизнесе, да и вообще в жизни, репутация – это 98% успеха.
– А что Вам не нравится в самой себе?
– Вот как раз то, что я очень сильно доверяю людям, влюбляюсь во всех, с кем встречаюсь. И потом плачу за это разочарованием. Чрезмерная доверчивость – мой самый большой недостаток. Еще я поспешно принимаю решения. У меня везде написано: «Не спеши, не торопись». Но я все равно спешу и тороплюсь.
– Рассказывают, недавно Вы спасли жизнь одному молодому мужчине…
– Да, будучи депутатом Госдумы я в прямом смысле слова спасла человеку жизнь. У нас в Липецкой областной больнице лежал мужчина, которому нужна была срочная операция. Ему нужно было сделать операцию в течение двух недель, иначе он мог уйти из жизни. Мужчине 40 лет. Но по квоте его могли прооперировать только через два-три месяца. Вот такая наша бюрократическая машина! И даже наши областные власти не могли ничего сделать. Десять дней я занималась только этим вопросом. Я и у замминистра здравоохранения была. Была несколько раз у директора московского института, где ему должны были делать операцию. Договорилась с начальником хирургического отделения. Уплотнили график. Выделили этому мужчине четыре часа для операции. Областные медики дали реанимобиль. Сделали операцию, и он жив и здоров. Я очень рада, что удалось спасти человеку жизнь. Думаю, чем бы мы на этой земле ни занимались, для нас не должно быть ничего дороже человеческой жизни.