• Новые индексы демонстрируют траты мужчин и женщин накануне самого любимого праздника – Нового года.
• Индекс Деда Мороза* в 2019 г. составил 41,7 пункта, или 10 800 рублей.
• Индекс Снегурочки – 38,9 пункта, или 8 438 рублей. Оба показателя – максимальный результат за последние три года.
• Среднестатистический «Дед Мороз» тратит на 28% больше, чем «Снегурочка».
Многие из нас, накануне одного из самых любимых праздников – Нового года, на время становятся волшебниками, примеряя на себя роль Деда Мороза или Снегурочки, воплощают заветные желания своих родных и близких.
Сбербанк и IT-компания «Платформа ОФД» в рамках проекта «СберДанные», проанализировав расходы россиян в период с 15 по 31 декабря 2019 г., впервые представляют индекс Деда Мороза и индекс Снегурочки, которые отражают финансовые траты мужчин и женщин накануне Нового года.
Значение индекса Деда Мороза за 2019 г. составило 41,7 пункта, последовательно увеличиваясь с 2017 г. Индекс Снегурочки составил 38,9 пункта. Если взять все потребительские категории и оценить среднедневной объем расходов, то в период с 25 по 31 декабря он был на 39,5% выше, чем в первые три недели месяца. Поэтому для расчета индекса была взята именно последняя неделя года.
Две трети от всех расходов и мужчин и женщин перед Новым годом пришлись на покупки подарков – косметику, бытовую технику и гаджеты, игрушки, ювелирные изделия, абонементы в спортивные залы.
Среднестатистические «Деды Морозы» потратили на подарки 10 800 руб., а «Снегурочки» – 8 438 руб. Это можно назвать рублевым эквивалентом индексов Деда Мороза и Снегурочки.
Новогодний чек мужчин в среднем на 28% больше, чем женщин.
«Снегурочки» на 3-4 дня раньше «Дедов Морозов» начали подготовку к праздникам. Уже 19-20 декабря женщины начали активнее покупать бытовую технику, косметику и ювелирные изделия.
В основном мужчины откладывали покупки на последние несколько дней уходящего года. За неделю до Нового года становятся заметны их траты в магазинах детской одежды, также сильный пол предпочел заранее позаботиться о покупке абонементов в спортивные клубы на следующий год. На 31 декабря пришлось 7,5% мужских трат на цветы за весь декабрь 2019 года. «Снегурочки» же в этот день искали подарки в традиционно «мужских» категориях – магазинах спортивных товаров и мужской одежды (максимум дневных трат 6,4% и 6,5% соответственно).
Совокупные расходы жителей России, связанные с празднованием Нового 2020 года, по оценке аналитиков «СберДанных», составили не менее 285 млрд руб.
* Интерпретировать индекс Деда Мороза можно следующим образом. Если бы в декабре россияне тратили деньги абсолютно равномерно, то значение индекса каждой недели составило бы 25 пунктов (т.е. просто четверть). А если бы решили потратить все деньги на подарки в последнюю неделю месяца, то индекс составил бы 100 пунктов (по аналогии со 100%). По сути же расчетный показатель можно рассматривать как уровень активности в покупке подарков.
Сам индекс рассчитывается по формуле, где share – доля расходов в n-ной категории, приходящихся на 25-31 декабря, относительно всего месяца; w – доля n-ной категории в совокупных расходах по всем рассматриваемым категориям (); k – количество категорий, попавших в верхние 25% по активности трат.
# # #
ПАО Сбербанк – крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Учредителем и основным акционером ПАО Сбербанк является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими 50% акций Банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются клиенты в 18 странах мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах.
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481.
Официальные сайты Банка здесь (сайт Группы Сбербанк) и здесь.
«Платформа ОФД» – IT-компания, крупнейший оператор фискальных данных России по версии CNews Analytics (обрабатывает данные более 900 тыс. онлайн-касс в стране). С 2018 года является доверенным оператором ЭДО (электронного документооборота), оператором сдачи электронной отчетности в контролирующие органы. Обеспечивает передачу данных в ФНС и ЦРПТ (оператор системы национальной цифровой маркировки товаров Честный ЗНАК). Официальный сайт – здесь.
Проект «СберДанные» – инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платежных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровне. При анализе используются только агрегированные обезличенные данные. Идентифицировать по ним конкретных клиентов невозможно. Персональная информация и любая информация, составляющая коммерческую тайну, не раскрываются.
При публикации материалов проекта ссылка на Сбербанк обязательна.