Воронеж. 21.12.2021. ABIREG.RU – Итоги года – Рано говорить, что в 2021 году российская промышленность победила кризис, но, тем не менее, некоторые секторы уже перешли от восстановления к росту. Однако пандемия коронавируса еще не закончилась и дальнейшее развитие событий во многом зависит от эпидемиологической обстановки и поддержки государства. Критической ситуации в промышленности не произошло, предприятия с непрерывным циклом производства не останавливали работу. Пандемия для них стала стресс-тестом: промышленность научилась быть гибкой.
Разрыв цепочек и фармацевтический бум
Промышленность в сравнении с другими отраслями и малым бизнесом наименее болезненно проходит через пандемию. Кризис потребовал от предприятий более гибкого подхода. Несмотря на то, что большинству компаний пришлось свернуть инвестиционные проекты или перенести их на неопределенный период, гиганты отрасли не отступили от своих планов. Так, например, «Новотранс» пообещал Липецкой области 31,7 млрд рублей на возведение машиностроительного комплекса. Воронежская ОЭЗ «Центр» пополняется инвесторами, а резиденты запускают свои проекты. Судя по всему, и власти других регионов решили сделать ставку на экономические зоны. Так, в Орловской области активно занимаются поисками инвесторов для ОЭЗ ППТ «Орел». В Курской области вернулись к идее создания такой территории. Якорным резидентом экономзоны «Третий полюс» в Железногорске станет АО «Михайловский ГОК им. А. В. Варичева» (входит в компанию «Металлоинвест») с его заводом горячебрикетированного железа за 47,6 млрд рублей. Интересно, что при новом руководителе и белгородское правительство задумалось о собственной ОЭЗ. По словам теперь уже губернатора Вячеслава Гладкова, она необходима для удвоения ВРП.
В период пандемии предприятия столкнулись с рядом проблем, решение которым они вынуждены находить, чтобы не скатиться вниз. Основными вызовами промышленности эксперты называют шок платежеспособного спроса и предложения, разрывы в производственно-сбытовых цепочках и сокращение инвестиций. «Разрыв экономических контактов я также назвал бы проблемой. Кто-то ушел с рынка в период пандемии, международный рынок сбыта остановился. В Воронежской области много предприятий, работающих на всю Россию и на зарубежье. Поэтому здесь тоже проблем хватает», – отмечает президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Юрий Гончаров. При этом эксперт говорит, что в регионе не было критических ситуаций – таких, чтобы крупные предприятия останавливали производство насовсем или на неопределенный срок.
Бизнес-консультант Евгений Гаврилов отмечает, что начавшиеся еще лет пять назад проблемы в условиях коронакризиса обрушились на отрасль снежным комом. «У промышленных предприятий с 2014 года открылось окно «возможностей», связанное с резким падением рубля. Импортное сырье, оборудование и комплектующие на ровном месте подорожали в два раза, а 2020 год преподнес еще один «подарок» – нестабильность поставок. Слышу жалобы, что сроки поставки отдельных деталей увеличились с 2 недель до 3-4 месяцев. Нельзя не обратить внимания и на глобальную эпоху инфляции – все развитые страны бьют 50-летние «рекорды», международные цепочки поставок не могут восстановиться от карантинов 2020-го, стоимость логистики улетела в небо, намечается тотальный дефицит всего», – подвел итог Евгений Гаврилов.
Еще одной немаловажной проблемой стал кадровый вопрос. Промышленность поняла значимость и стоимость человеческого капитала. В условиях пандемии предприятиям пришлось продумать безопасность людей и их рабочих мест. При этом из-за ограничительных мер образовался дефицит мигрантов, которые могли выполнять неквалифицированную работу за низкую оплату. Эти факторы уже подтолкнули компании к ускоренной автоматизации и внедрению роботизированного оборудования.
Несмотря на то, что промышленности была оказана господдержка, отбор наиболее пострадавших проходил по ОКВЭД. Это привело к тому, что два предприятия, выпускающих одинаковую продукцию, могли получить разную поддержку или не получить ее вовсе. Проблемой стало и то, что в перечень наиболее пострадавших отраслей также включали по основному виду деятельности. Предприятия потеряли существенную часть выручки, но помощь не получали. Особенно острым это ограничение стало для крупных и средних предприятий.
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, стал неприятным препятствием для многих компаний и секторов промышленности. Однако некоторые отрасли смогли выиграть от сложившейся ситуации. Так, производственный бум произошел в фармацевтической промышленности. По данным Росстата, производство лекарственных препаратов в 2020 году в России (по сравнению с 2019-м) увеличилось на 19,9%. При этом, по оценке разных экспертов, выручка отрасли выросла на 20–40%. Тем не менее, фармацевтическая промышленность испытывает ряд трудностей, которые мешают ей вдохнуть полной грудью: новые законы, усиленный контроль со стороны надзорных органов и увеличение роли государственного сектора. Также рост случился и в химической промышленности. Это стало возможным из-за увеличения спроса на удобрения и химзащиту растений и околомедицинскую продукцию.
Онлайн и роботы
Предприятиям Черноземья предстоит сформировать новые производственно-сбытовые цепочки, при этом им необходимо больше ориентироваться на российских подрядчиков. Пандемия показала, что закрытие границ может поставить под угрозу производство из-за проблем с поставками иностранного сырья и оборудования. В инвестиционных проектах предприятиям также стоит обратить внимание на отечественных специалистов, так как в большинстве случаев пуско-наладку импортного оборудования может провести только эксперт из-за рубежа. В поисках новых партнеров и каналов продвижения промышленность активнее будет заходить в онлайн. Это станет одним из безопасных и эффективных (с учетом развития IT-решений) вариантов выхода из трудной ситуации.
Так как пандемия еще не закончилась и спрогнозировать очередные локдауны сложно, промышленность вынуждена пересмотреть условия труда работников. Акцент будет сделан на возможность перевода на удаленку тех сотрудников, чей функционал это позволяет. Между тем большую часть производственных работ придется доверить автоматизации. Трендом станет внедрение искусственного интеллекта и роботов. В случае карантинных мер, из-за которых руководители вынуждены сокращать количество людей в помещениях или вовсе вводить нерабочие дни, это позволит предприятиям оставаться на плаву и не прекращать производство.
Можно выделить еще один тренд в будущем развитии промышленности – это ревизия продуктовой линейки предприятия. Компании будут больше уделять внимание высокомаржинальным товарам. Условия, конечно, все равно будет диктовать потребительский спрос. Важным моментом может стать переориентация на выпуск продуктов для отрасли здравоохранения, если это возможно сделать без серьезных вложений. Уже некоторые немедицинские компании начали производство медицинских изделий. Так, например, Тамбовский пороховой завод запустил реализацию проекта по производству нитриловых перчаток.
Евгений Гаврилов отмечает, что в целом у предприятий есть условия для успешного восстановления. «Важный для промышленности показатель – стоимость электроэнергии и газа – на фоне европейского хаоса тоже добавляет плюсов отечественным производителям. То есть рынок объективно благоволит отечественной промышленности. Но плюса не бывает без минуса. Чтобы воспользоваться перспективами рынка, нужно вначале вложиться в то же импортное оборудование. А оно теперь подорожало в два раза. Для этого надо получить кредит, а ставки по кредитам растут вслед за инфляцией и ключевой ставкой ЦБ РФ. Плюс, по некоторым видам оборудования для России действуют неформальные, а местами и формальные ограничения. Золотое время для иностранных производителей, которые владеют технологиями и дешевыми кредитами. А с учетом российских мер поддержки для ОЭЗ и ТОР, я бы на их месте бежал в Россию на полной скорости», – считает бизнес-консультант.
Стоит добавить, что в выигрыше будут те предприятия, которые смогут выстроить тесные отношения с государственным сектором – особенно в здравоохранении и обороне. Конечно, в таких случаях много рисков, но плотная координация с государством поможет обеспечить быстрый и упрощенный вывод продукта, если он необходим для граждан.