Up

HeadHunter

, 21:00

Приватизация, централизация закупок и поддержка бизнеса – в интервью с председателем имущественного комитета Игорем Куцаком

Курск. 24.01.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Доходы бюджета от деятельности комитета по управлению имуществом Курской области в 2021 году составили более 575 млн рублей. Об этом и других итогах деятельности комитета «Абирегу» рассказал его председатель Игорь Куцак, который сегодня подал документы на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Курска. О работе ведомства и возможной карьере мэра областного центра читайте в интервью «Абирега».

– Игорь Вячеславович, расскажите об итогах деятельности комитета по управлению имуществом за прошлый год.

– Прошлый год ознаменовался передачей комитету полномочий от органов местного самоуправления районов области. Теперь комитет предоставляет участки из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено.

Также мы занимались переводом прав и обязанностей от районов к комитету по всем действующим договорам аренды участков. Кроме того, комитет проводил мероприятия по вовлечению в оборот участков, понуждению собственников зданий, стоящих на участках, к оформлению прав на эти участки, оптимизации структуры казны, претензионно-исковой работе по взысканию задолженности по аренде.

Всё это позволило в прошлом году увеличить доходы консолидированного бюджета области, администрируемые комитетом, на 32% – до 575,2 млн рублей (в 2020 году – 433,3 млн рублей).

В 2021 году комитет провел свыше 10 тыс. конкурентных электронных централизованных закупок на общую сумму 14,8 млрд рублей: количество закупок увеличилось вдвое по сравнению с 2020 годом. Экономия бюджетных средств составила более 1,1 млрд рублей.

Также в результате централизации повысилось качество подготовки документов и проведения закупочных процедур и снизилось число обоснованных жалоб на процедуры региональных закупок.

На сегодняшний день свою финансово-хозяйственную деятельность осуществляют 11 унитарных предприятий и одно казенное предприятие КПКО «Курскаэропорт». Также область владеет 14 пакетами акций акционерных обществ, семью долями в уставных капиталах ООО, от деятельности которых за три последних отчетных года в бюджет области поступило 32,7 млн рублей.

– Как в прошлом году проходила кампания по приватизации и как она будет реализовываться в этом году?

– Мы видим, что приватизация проводится по остаточному принципу, потому что все существенные активы были приватизированы в 90-е. Курская область не исключение, поэтому мы работаем с тем, что есть.

В прошлом году приватизации подлежали порядка 80 объектов и два пакета акций ОАО «Льговский хлебозавод» и АО «Курская птицефабрика». К сожалению, заинтересовавшихся организациями не нашлось. Пакет акций Курской птицефабрики мы снова выставили на электронные торги. Из 80 объектов удалось реализовать четверть. Мы работаем над тем, чтобы переломить эту ситуацию, потому что расходы на оценку имущества, в том числе бизнеса, весьма высоки.

С этого года функции продавца приватизируемого областного имущества по итогам конкурсного отбора переданы профессиональному участнику рынка АО «Русский аукционный дом» (РАД). До 2024 года в полномочия РАД при подготовке торгов входит проведение маркетинговых исследований рынка, организация рекламы, осмотр активов претендентами на участие в торгах, проведение за свой счет оценки рыночной стоимости, что сократит расходы бюджета.

– Каким был рынок земель и недвижимости в прошлом году?

– В 2021 году рынок недвижимости стал более активным. По итогам прошлого года цены на жилую недвижимость и участки для ИЖС выросли в среднем на 35%. Несмотря на увеличение цен, рынок характеризуется повышенным спросом. В 2022 году можно спрогнозировать замедление роста цен как по участкам, так и по объектам капитального строительства. Ожидать того, что цены на недвижимость упадут до уровня 2020 года, не стоит. В годовом выражении темпы роста цен на рынке снизятся до уровня чуть выше инфляции. При этом глобального снижения спроса не ожидается.

– С этого года применяется новая кадастровая стоимость участков. С чем это связано, насколько стоимость, размер налогов и аренды изменится.

– Кадастровая оценка недвижимости является важным элементом формирования бюджета региона. У нас определением кадастровой стоимости занимается ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области».

Так, из Единого государственного реестра недвижимости для оценки поступает перечень объектов недвижимости. Центр кадастровой оценки собирает по ним информацию и определяет их кадастровую стоимость, по результатам чего составляется отчет об итогах государственной кадастровой оценки. Отчет проходит ряд проверок, в том числе Росреестром, на соответствие требованиям законодательства.

В случае несогласия с величиной кадастровой стоимости объекта недвижимости законодательством предусмотрен досудебный порядок урегулирования. Для этого необходимо написать заявление и обратиться с рыночным отчетом в центр. Если заинтересованное лицо несогласно с решением, оно вправе оспорить его в судебном порядке. В 2021 году судебных решений не в пользу центра не было.

Я считаю, этот факт говорит о качестве работы с кадастровыми сведениями. Рынок оценщиков велик и не всегда компетентен, поэтому суд всегда назначает собственную экспертизу предоставленного отчета об оценке. Кстати, в прошлом году Минюст подготовил подзаконный акт, который передает экспертизу в судебных спорах по кадастровым вопросам государственным оценщикам. Ведомство хочет передать им судебные строительно-технические и землеустроительные экспертизы. Оба типа экспертиз проводятся при оспаривании собственником недвижимости кадастровой оценки своего объекта. В скором времени рынка оценщиков или не будет, или он будет систематизирован, а порядок установления рыночной стоимости объектов недвижимости в части проведения судебной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости – усовершенствован.

В прошлом году комитет утвердил результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в отношении 519,8 тыс. участков на территории области: предыдущий этап оценки земель проводился в 2016 году. Новая кадастровая стоимость участков снизилась на 9,6% по отношению к предыдущим результатам кадастровой оценки. При этом кадастровая стоимость участков под объектами предпринимательской деятельности снизилась более чем в два раза, под объектами производственного назначения – на 23%. Снижение кадастровой стоимости связано с совершенствованием методологии по проведению оценки, а также со снижением стоимости участков в результате экономического кризиса, вызванного пандемией.

– Расскажите об объектах культурного наследия, которые были переданы в собственность Курской области в прошлом году.

– Работа с объектами культурного наследия – это процесс непростой, болезненный и дорогостоящий не только в нашем регионе, но и по всей стране. Здесь многое зависит от объема бюджетного финансирования и наличия инвестора. Нам импонирует опыт Калининградской области в этом направлении с ее кейсами по вовлечению бизнеса в работу с ОКН. Мы хотим сделать этот процесс системным и удобным для реализации специальных программ для предпринимателей, которые уже существуют на площадке «Мой бизнес».

В прошлом году в областную собственность было передано пять объектов культурного наследия, наиболее значимый из них – здание мужской классической гимназии 1836-1844 годов на улице Луначарского, 8. Оно будет приспосабливаться под нужды областного краеведческого музея в рамках подготовки к празднованию тысячелетия Курска. Сейчас определяется генеральный подрядчик. Осенью прошлого года из областного бюджета выделили более 116 млн рублей на приобретение здания электроаппаратного завода (КЭАЗ), которое находится в Курском Детинце. В этом году на реконструкцию выделят свыше 180 млн рублей.

– Как работает Центр закупок Курской области?

– Центр закупок создавался по поручению губернатора Романа Старовойта: всем участникам процесса нужны были четкие правила игры и системная работа. Он появился на базе переформатированного регионального Фонда имущества, который занимался приватизацией. Центр насчитывает порядка 100 сотрудников, 80 из которых являются профессиональными закупщиками, не один раз прошедшими дополнительное обучение.

Централизация и оптимизация закупок позволили достичь положительных результатов по многим направлениям. Мы никогда не ставили во главу этих процессов экономику в чистом виде, нас интересует эффективность. Четкий и понятный алгоритм взаимодействия с заказчиками и поставщиками, отсутствие коррупционных составляющих, электронные процедуры – всё это помогает качественно и быстро провести закупки по нижней планке рынка.

По итогам прошлого года объем проведенных закупок составил порядка 15 млрд рублей, экономия – более 1 млрд рублей. Уменьшилось количество жалоб и обращений в УФАС России по Курской области, а 80% имеющихся рассматриваются в пользу центра, что говорит о качестве и законности закупочных процедур.

– Как обстоят дела с закупками в сфере здравоохранения?

– Закупки в сфере здравоохранения мы ставим в приоритет, понимая, что от скорости и качества нашей работы зависят человеческие жизни. В прошлом году мы развели этот блок на два: закупку лекарств и оборудования. Закупка первых носит системный характер за счет разбивки на типовые сегменты, информация о которых содержится в специальных каталогах. Прошлый год, как мы видим, прошел без происшествий в сфере закупок лекарств, вместе с сотрудниками комитета здравоохранения мы старались обеспечивать курян медикаментами оперативно.

– Что такое регионально-информационная система торгов и как она работает?

– С 1 августа 2019 года осуществление закупок в РИС «Торги Курской области», полностью интегрированной с Единой информационной системой в сфере закупок и электронными торговыми площадками, является обязательным для заказчиков с использованием бюджетных средств. Комитет выступает оператором системы.

РИС «Торги Курской области» выступает связующим звеном между заказчиками, поставщиками и ЕИС в сфере закупок. Система направлена на автоматизацию процессов, которые ведутся в электронном формате. Она позволяет отследить судьбу той или иной закупки, зная ее уникальный код, от начала и до конца. Это удобно и для контроля, и для усовершенствования работы. В системе работают более 2 тыс. заказчиков областного и муниципального уровней.

Функционал системы также включает программный модуль «Малые закупки», предназначенный для автоматизации процессов малых закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей. Для участия в них зарегистрировано более 2 тыс. поставщиков, из которых 82% – это субъекты малого предпринимательства. При этом 45% – это региональные поставщики. За период использования модуля сумма заключенных контрактов составила более 1,2 млрд рублей.

Кроме того, в системе формируется и ведется региональный каталог товаров, работ, услуг посредством взаимодействия с ЕИС и иными информационными системами. Он направлен на стимулирование конкурентоспособности и рост доли региональных товаров и услуг в существующей практике закупок для государственных и муниципальных нужд.

– Как комитет поддерживал бизнес в период пандемии?

– Последние два года Курская область не была в стороне при решении этого вопроса. Пик оказания мер поддержки бизнес-сообществу пришелся на 2020 год: тогда осуществлялись отсрочка и освобождение от арендных платежей по заявлению собственников или арендаторов. Почти все заявления были удовлетворены – это порядка 8 млн рублей.

Кроме поддержки субъектов малого предпринимательства муниципалитеты также предоставляют льготу по уплате налога на имущество физическим лицам в размере 75% на 2020 год и в размере 65% – на 2021 год.

Хочу подчеркнуть, что комитет реализует меры имущественной поддержки, предусмотренные федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Существуют перечни областного и муниципального имущества, объекты из которого предоставляются субъектам МСП в аренду на льготных условиях: в течение первого года аренды – 40% размера арендной платы; второго года – 60% размера арендной платы, третьего года – 60% размера арендной платы, с четвертого и далее – 100% размера арендной платы.

С 2021 года поддержка предусмотрена и для самозанятых граждан. Комитет вел большую работу в части внесения поправок всеми муниципалитетами области в нормативно-правовые акты. Теперь самозанятые также могут арендовать государственное имущество на льготных условиях.

– Как у вас строится взаимодействие с региональным Управлением Росреестра?

– В прошлом году губернатор Роман Старовойт и руководитель Росреестра Олег Скуфинский подписали соглашение о взаимодействии в рамках развития жилищного строительства, в частности по обмену данными о земельных участках и объектах капитального строительства.

Комитет плотно взаимодействует с региональным Управлением Росреестра: так, созданы оперативный штаб анализа эффективности использования участков на территории области и межведомственная рабочая группа по вовлечению в налоговую базу по налогу на имущество объектов недвижимости, деятельность которых направлена на повышение доходов консолидированного бюджета области. Итог совместной деятельности – выделение Росреестром субсидии из федерального бюджета в размере 28 млн рублей на проведение в 2022-2024 годах комплексных кадастровых работ.

– Расскажите о «гаражной амнистии» на территории области.

– С 1 сентября прошлого года вступил в силу закон о «гаражной амнистии». Он дает возможность гражданам оформить права собственности на гаражи и участки под ними в упрощенном порядке. Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и приложением документов, подтверждающих, что гараж находился в пользовании гражданина с 2004 года и ранее (например, техническая документация или договоры с сетевыми организациями на технологическое присоединение).

– В заключение: почему вы решили принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность мэра Курска?

– Я обдумывал это решение в течение месяца, с момента опубликования объявления о конкурсе. Оно достаточно взвешенное и серьезное. Я живу в этом городе и хочу, как и вы, чтобы он стал лучше, удобнее и комфортнее для проживания. Полагаю, что мой профессиональный опыт позволит этого достичь.

В должности председателя комитета по управлению имуществом мне приходится решать в том числе и проблемы города. Областное и муниципальное имущество очень тесно пересекаются и в какой-то мере неразрывно связаны. Ко мне очень часто обращались жители Курска по тем или иным вопросам, приходилось включаться в их рассмотрение.

Сейчас моя задача – понятно и доходчиво донести свою программу социально-экономического развития Курска на 2022-2026 годы до членов комиссии, экспертов и депутатов, которые представляют интересы курян. В ней выделено пять основных блоков. Социально-экономическое развитие города вижу в выполнении именно этих пяти пунктов. Это сохранение населения, здоровье и благополучие людей; развитие человеческого капитала; развитие экономики и успешного предпринимательства; развитие комфортной городской среды; повышение уровня муниципального управления.

Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое

Urban Awards