Курск. 01.08.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Обеспечат ли безопасность рейсов в условиях санкций? Как будет выглядеть обновленный аэровокзал после завершения реконструкции? И чего не хватает единственным воздушным воротам региона? Об этом корреспондент «Абирега» поговорил с директором курского аэропорта Валерием Стояновым. Вместе с читателями окунемся в историю местной гражданской авиации и расскажем, как и зачем аэропорт искал образец подписи Михаила Гуревича.
– Валерий Петрович, совсем недавно вы комментировали «Абирегу» убытки, которые несет аэропорт из-за временной приостановки рейсов в связи со специальной военной операцией. Прозвучала цифра – более 17 млн рублей. Вы тогда отметили, что, несмотря на временный запрет полетов, аэропорт продолжает работать. Часть операционных расходов покроет федеральная субсидия. Вопрос в другом. Насколько востребованы полеты среди курян и гостей города?
– Могу сказать, что в последние год-два фиксируем энергичный рост воздушных перевозок. Авиационная активность населения повышается, авиакомпании расширяют маршрутную сеть, рейсы востребованы. В 2021 году аэропорт Курска обслужил 103,2 тыс. пассажиров – на 83,5% больше по сравнению с 2020-м. Это рекорд за последние 18 лет. Было выполнено почти 1,7 тыс. парных рейсов, из них более 1,3 тыс. – на регулярной основе.
– В этом году статистика будет не такой рекордной...
– Это очевидно. Очередным решением Росавиации в нашем аэропорту, как и еще в 11 южных гаванях России, сообщение приостановлено до 5 августа. С высокой долей вероятности запрет продлят. Но, к слову, мы очень хорошо начали 2022 год. Пассажиропоток курского аэропорта в январе увеличился на 74% по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года. Он составил почти 9 тыс. человек. Мы выполнили 126 парных рейсов. Показатели прошлого года и итоги первого месяца 2022-го можно считать отличным результатом работы. Такая динамика позволяет авиапредприятию двигаться вперед и ставить новые задачи. Полагаю, что после отмены ограничений на полеты гражданская авиация в нашем регионе будет стремительно развиваться.
– Самолеты не летают, но работа на курском авиаузле кипит. Нынешнему зданию порта более 50 лет. Можно сказать, оно историческое. Но требования обслуживания сегодня ушли далеко вперед. Поэтому в регионе затеяли глобальный ремонт воздушной гавани. Расскажите, что изменилось в ходе реконструкции и что еще предстоит сделать.
– Капитальный ремонт фасада здания аэровокзального комплекса начался осенью прошлого года. В мае 2022-го наружные работы завершились. Они обошлись в 60 млн рублей. Внешне аэровокзал преобразился кардинально. Появился светодиодный портрет Михаила Гуревича, советского авиаконструктора, нашего земляка, имя которого присвоено аэропорту год назад, а также изображение самолета. Заменили все окна и двери, сейчас подрядчик занимается диспетчерской вышкой.
– Внутри планируются изменения?
– Конечно. В настоящий момент идет капитальный ремонт внутренней части здания аэровокзального комплекса. Полным ходом ведутся отделочные и электромонтажные работы, прокладываются сети водопровода, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, завершена кладка шахты подъемника для маломобильных граждан. Завершить работы на первом этаже подрядчик планирует к концу октября – началу ноября. Таким образом, аэропорт сможет обслуживать пассажиров в случае возобновления полетов. Очень на это надеемся.
Затем мы планируем реконструировать багажное отделение. А завершающим этапом будет благоустройство привокзальной площади. Все средства на модернизацию курского аэропорта выделяются из регионального бюджета.
Факт. По задумке администрации аэропорта на главном фасаде аэровокзала изображен известный советский конструктор Михаил Иосифович Гуревич. Под портретом расположен его автограф. Найти образец подписи его оказалось не так-то просто – на просторах интернета он отсутствует. Администрация аэропорта делала запрос в Центральный музей Военно-воздушных сил (Монино), но, к сожалению, такой информации у них не оказалось. Решить вопрос удалось благодаря помощи заведующей Суджанским краеведческим музеем Курской области. Людмила Придубкова оперативно нашла и предоставила копию рукописной автобиографии Гуревича с его личной подписью. К слову, Михаил Гуревич родился в селе Рубанщина (ныне Суджанский район, Курская область).
– Валерий Петрович, до приостановки авиасообщения куда можно было улететь из Курска?
– Маршрутная сеть курского аэроузла насчитывала 11 направлений: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Минеральные Воды, Анапа, Симферополь, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Геленджик. Самыми востребованными направлениями стали Москва, Сочи, Санкт-Петербург и, конечно же, курортные города в летний период.
– Авиаперевозчики планировали расширять географию полетов?
– После хорошего старта в январе прогнозировали существенно увеличить пассажиропоток, так как с нового года было добавлено четыре новых направления. Это Казань, Екатеринбург, Краснодар и Геленджик – на летний период. Кроме того, было запланировано увеличение количества рейсов в Москву и Питер в период осенне-летнего расписания.
– За всю историю курского аэропорта серьезных ЧП зафиксировано не было. В сегодняшних реалиях по-новому стоит вопрос с безопасностью. Коснутся ли санкции деятельности наших воздушных ворот? Каков процент импортного оборудования на курском аэровокзале? Повлияют ли санкции на безопасность перелетов?
– Спецтехника и аэровокзальное оборудование в нашем аэропорту в основном отечественного производства. Средства радиотехнического обеспечения полетов представлены изделиями российских заводов-изготовителей. Доля иностранных комплектующих составляет примерно 50% и благодаря импортозамещению существенно не влияет на их работоспособность. Увеличены только сроки и стоимость ремонта на заводах-изготовителях. Светосигнальное оборудование аэродрома является импортным (Чехия, фирма «ТРАНСКОН»), но на сегодняшний день на складе авиапредприятия имеется достаточный запас комплектующих.
Что касается капитального ремонта, то здесь тоже нет особых проблем – практически все стройматериалы, которые используют подрядчики, изготовлены на территории нашей страны.