Воронеж. 01.08.2022. ABIREG.RU – Президент ассоциации «Русская сталь» Алексей Мордашов (основной бенефициар ПАО «Северсталь») обратился к правительству России с просьбой отменить экспортную надбавку на тарифы РЖД в размере 8%, а также предоставить металлургическим компаниям индивидуальные скидки. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо бизнесмена.
В своем письме, по данным РБК, господин Мордашов обращается к первому вице-премьеру Андрею Белоусову, который также является председателем совета директоров ОАО «РЖД». По словам Алексея Мордашова, сейчас сложилась «критическая ситуация» с перевозками металлопродукции на экспорт, которая была вызвана значительным ростом стоимости транспортной составляющей. Так, по состоянию на июль 2022 года, расходы на экспорт металлопродукции в среднем достигли 15% от конечной стоимости продукции, в частности, на Дальний Восток – 23%. Также, как сообщает РБК, весной доля транспортной составляющей была на уровне около 7%. Если транспортные расходы в январе составляли 40 долларов за тонну, то в июне цена за тонну поднялась до 56 долларов.
По словам господина Мордашова, рост транспортной составляющей вызван несколькими факторами: укреплением курса рубля, значительным снижением цен на металлопродукцию и необходимостью предоставления дисконтов в 30-40% на внешних рынках с учетом санкций в отношении России, дополнительной индексацией ж/д тарифов РЖД на 11%, а также сильным ростом тарифа на перевозку металлов в контейнерах-платформах (в среднем с 1,5 тыс. до 3,8 тыс. рублей за тонну). В результате таких факторов рентабельность экспорта металлопродукции, по словам главы «Русской стали», находится «в нулевых и минусовых значениях». При этом у некоторых отдельных компаний рентабельность уходит в минус на 49%.
Отметим, что ранее металлурги уже жаловались на рост тарифов РЖД. На их заявление публично отреагировали в Минпромторге. «Инвестиционная программа РЖД необходима, потому что без нее у нас не будет транспортных артерий. Но почему за счет металлургов? Нет других источников поддержки РЖД для выполнения инвестпрограммы? Денег нет? Есть деньги», – заявлял РБК замглавы министерства Виктор Евтухов. После этого он также пообещал компенсировать компаниям эти расходы через субсидии логистических затрат.
Господин Мордашов сообщил, что предложение об отменен экспортной надбавки и индивидуальных скидках в рамках тарифного коридора, которые, по его мнению, «стабилизировали бы ситуацию», уже обсуждались с РЖД. В результате стороны пришли к договоренности о корректировке тарифов, но лишь с согласования их на уровне правительства. Господин Мордашов опасается, что, если просьба металлургов не будет удовлетворена, им придется существенно сократить производство из-за неконкурентоспособности экспорта в действующих условиях.
«Дополнительное сокращение производства приведет как к ухудшению экономики металлургических предприятий, так и к выпадающим доходам РЖД: при снижении производства на 4,8 млн тонн потери РЖД составят порядка 22 млрд рублей по результатам года», – уверен господин Мордашов.
Напомним, что о минусовой рентабельности ранее заявлял и владелец НЛМК Владимир Лисин. При этом, как сообщили в меткомбинате, экспортные продажи компании сократились на треть во втором квартале 2022 года. Также исполнительный директор Ассоциации «Русская сталь» Алексей Сентюрин рассказывал РБК о том, что организация направила в Правительство РФ предупреждение, что отрасль ждет убытков и сокращения производства, если власти не снизят налоги, а рубль не ослабнет.
Ассоциация «Русская сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России – ПАО «Северсталь», Evraz, ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», ОМК, корпорацию «Металлоинвест» и др.