21 ноября 2024, 21:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

«Смирновская группа» и самостоятельные игроки – эксперт о группах влияния в Курске

23.01.2023 10:58
Автор:
«Смирновская группа» и самостоятельные игроки – эксперт о группах влияния в Курске

Курск. 23.01.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Кто будет принимать решение о втором губернаторском сроке Романа Старовойта? Есть ли шансы удовлетворить политические амбиции у председателя правительства Курской области Алексея Смирнова? И главная политическая ошибка заместителя губернатора Виктора Карамышева. О реалиях предстоящего политического сезона в Курской области корреспондент «Абирега» поговорил с доктором политических наук Владимиром Слатиновым.

– Владимир Борисович, недавно вы отметили, что 2023-й станет последним полным годом первого срока губернаторства Романа Старовойта. При нынешнем главе региона система управления претерпела кардинальные изменения – сформировано правительство Курской области. При экс-губернаторе Александре Михайлове также было областное правительство. Есть ли кардинальные отличия той системы от нынешней?

– Сходство в том, что и тогда, и сейчас реализуется схема тандемной организации власти – есть самостоятельный премьер-министр – глава правительства. При этом последнее слово остается всё-таки за губернатором – единоличным главой исполнительной власти региона. В настоящий момент в Черноземье нигде, кроме Курской области, нет самостоятельного главы правительства, его возглавляют сами губернаторы.

Различие же в том, что создание правительства господина Старовойта – это требование, заложенное № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах федерации». Однако губернатор не ограничился формальным переименованием руководящего органа исполнительной власти, а пошел по пути качественного изменения региональной системы управления. Видимо, Роман Старовойт считает, что с этой структурой ему удастся более ярко продемонстрировать результаты в 2023 – начале 2024 года, когда будет решаться его судьба – либо второй срок, либо возвращение в столицу с повышением или понижением.

– Можно ли сказать, что Роман Старовойт, который пришел в регион «с короткой скамейкой», сформировал команду?

– До назначения в наш регион господин Старовойт был крупным федеральным чиновником – замминистра, отвечающим за ресурсную, но узкую сферу – дороги. Он был заточен под другой уровень выполнения задач в совершенно другой сфере. Да, он окончил губернаторские курсы в РАНХиГС, где преподают серьезный блок регионального управления. Но это всё-таки учеба. И вот он был десантирован в малознакомый ему субъект, пусть и родной с точки зрения места рождения. Перед ним стояла задача относительно быстро избавиться от ключевых фигур прежней администрации, которые хотели задержаться и еще порулить регионом уже при новом губернаторе. Зачистки от ключевых персон прежней эпохи не были слишком растянуты во времени. Например, тот же Вячеслав Гладков в Белгородской области гораздо дольше терпел команду Евгения Савченко. В отличие от него курский губернатор достаточно оперативно зачистил верхушку исполнительной власти. И понятно, что он столкнулся с очень важной проблемой: где брать новые кадры?

Должности получали, во-первых, те, кто первым до него доходил, доносил что-то до его ушей, в чем-то его убеждал, чем-то ему приглянулся, чем-то понравился. Со многими из этих людей впоследствии пришлось проститься. Наиболее яркие примеры: экс-заместитель губернатора Максим Бесхмельницын, который сейчас является заместителем министра юстиции РФ, еще один экс-вице-губернатор по «внутриполу» Екатерина Харченко, которая избралась в Госдуму, где она выглядит намного органичнее, нежели в должности заместителя губернатора по внутренней политике.

Вторая кадровая подпитка – так называемые «вернувшиеся курские». Условно, команда Смирнова. Это группа курских чиновников, которые работали в региональных и муниципальных органах власти, но в свое время уехали в столицу или в Подмосковье, сделали там карьеру, а затем вернулись. В одном из интервью Роман Старовойт говорил, что просил Сергея Собянина помочь вернуть этих людей. Сейчас они заняли доминирующие управленческие позиции в статусе заместителей губернатора и министров.

Третья группа – те, кого Роман Старовойт привел с собой. Они либо работали с ним в «Росавтодоре», либо согласились приехать за ним в незнакомый регион. Кто-то из них прижился в Курской области, некоторые – нет. Наиболее яркий пример – Юрий Князев, который сделал стремительную карьеру до зама по внутренней политике, а затем без объяснения причин покинул и должность, и регион. Вспомним Артура Романенко, возглавлявшего корпорацию развития, Станислава Набоко, который хоть и был не из «Росавтодора», но, я так понимаю, активно пересекался с Романом Старовойтом по прежней работе.

Был момент, когда среди замов губернатора было больше «варягов», то есть приглашенных. Сейчас их меньше половины. К таковым можно отнести Александра Шматкова, который руководит администрацией, но фактически приравнен к замгубернатора; Андрея Белостоцкого и Александра Чуркина, ставшего зампредом правительства. Остались немногие, но они неплохо интегрировались в курскую действительность.

Сейчас ключевые позиции занимают либо курские, либо вернувшиеся курские. После назначения министров кадровый состав стабилизировался. Это произошло на третий-четвертый годы работы Романа Старовойта. В нынешней администрации есть отдельные группы влияния и личности, вокруг которых эти группы концентрируются. От этого никуда не деться. Есть, условно говоря, смирновская группа, которая охватывает не только администрацию области, но и муниципалитет. Есть самодостаточные игроки – типа приглашенного Андрея Белостоцкого или курского Сергея Стародубцева. Есть самостоятельный игрок Виктор Карамышев, который свой политический капитал явно подрастерял, но всё-таки остается региональным тяжеловесом. Я бы назвал нынешнее правительство региона относительно консолидированным конгломератом.

– Команда ощутимо помолодела. Не скажется ли это на качестве принимаемых управленческих решений?

– Это объективная история. Команда Александра Михайлова была возрастной, и ее пора было менять. Что Роман Старовойт и сделал. Команда кардинально обновилась и радикально омолодилась. Уход прежнего поколения открыл социальные лифты. У нас появились молодые чиновники. Помимо эксклюзивных историй министра приоритетных проектов Анны Коноваловой, которой 26 лет, и вице-премьера правительства Константина Полякова, которому 32 года, у нас есть молодые министр курской промышленности Михаил Аксенов и министр имущества региона Дмитрий Савин, да тот же председатель комитета информации и печати Денис Михайлов. Или Юлия Полетыкина – министр культуры. Несмотря на возраст, они имеют определенный опыт работы и доверие со стороны губернатора. С другой стороны, перед ними жестко поставлены задачи по реализации и «раскрутке» проектов, которые являются ключевыми для первого срока губернатора.

Кстати, если посмотреть на составы областной думы и городского собрания, увидим ту же тенденцию: да, сохранены некоторые уважаемые персоны старой школы, которым выражена особая благодарность со стороны губернатора, вроде Николая Жеребилова. Тем не менее перезагрузка регионального парламента была довольно серьезной, как и городского собрания областного центра.

То есть Старовойт, безусловно, обновил и в течение нескольких лет перестроил под себя, свою стилистику и свои представления о том, как должен управляться регион, кадровый состав исполнительной и в значительной степени законодательной власти региона.

– «Внутриполом» сейчас командует первый заместитель губернатора Алексей Смирнов. Многие называют его претендентом на роль главы региона на выборах в 2024 году. Как оцениваете такие прогнозы?

– Алексей Борисович заведует не только «внутриполом». Статус первого заместителя губернатора, председателя правительства автоматически делает господина Смирнова вторым человеком в области. Объем курируемых им сфер и должностных лиц, которых связывают с Алексеем Смирновым, позволяет говорить о нем как об одном из самых мощных административных игроков в регионе. Но ключевая персона в нынешней системе организации власти – всё-таки губернатор. По совокупности ресурсного влияния Алексею Борисовичу нет равных, но на позициях – ниже губернаторской.

Можно ли говорить о господине Смирнове как о кандидате на кресло главы региона в 2024 году? Мы не можем прогнозировать кадровую ситуацию на 2024 год по одной простой причине – сложно предугадать решение Кремля. При условии сохранения инерционного сценария развития политической системы, именно там будет приниматься решение: продлевать мандат Старовойта или нет. И все упоминаемые претенденты, будь-то Смирнов или Карамышев, прекрасно понимают, что таковы правила игры. Если говорить о доминирующей сегодня модели принятия кадровых решений, когда для среднестатистических регионов, которые не имеют какого-то эксклюзивного статуса, Кремль подбирает «варяга», то второй срок Романа Владимировича очень вероятен. Альтернативный вариант – скорее, новый «варяг». Поэтому рассуждения о вероятности губернаторства господина Смирнова или господина Карамышева – из сферы чисто гипотетической.

– То есть и у последнего есть хоть и гипотетическая, но вероятность?

– Виктор Николаевич на момент прихода Романа Старовойта в регион занимал выгодную политическую позицию в сложных отношениях с михайловской командой. Но он сумел достичь компромиссов, которые позволили занять высокую политическую нишу – в борьбе за пост депутата Госдумы по одномандатному округу он переиграл на выборах 2016 года Александра Руцкого.

Отказавшись от кресла в Госдуме и заняв должность мэра Курска, Виктор Николаевич совершил довольно серьезную политическую ошибку. Понятно его желание примерить статус не только политика, но и управленца. И при определенных обстоятельствах он был бы неплохим руководителем города. Но в сложившейся к настоящему моменту системе публичной власти в России на роль мэра областного центра не подходит политический тяжеловес. Виктор Николаевич оказался не в формате [кандидата] на должность мэра, которую гораздо органичнее занимать оператору интересов региональной власти, не имеющему на старте серьезного политического веса и только зарабатывающему влияние в муниципальной должности.

Надо отдать должное господину Карамышеву, он это осознал. Между ним и губернатором, можно предполагать, был заключен политический пакт о переходе Виктора Николаевича на должность замгубернатора по социалке. Да, политический капитал Виктор Карамышев серьезно подрастерял, но сохранил статус и занимает довольно крепкую управленческую позицию внутри регионального правительства. Ресурсные возможности, правда, несколько уменьшились в связи с передачей молодежной политики и блока социального обеспечения в подчинение других замов. Тем не менее образование, спорт, культура остаются в сфере ответственности господина Карамышева. Повторюсь, гипотетически о шансах на губернаторство как Смирнова, так и Карамышева можно говорить, но только в рамках альтернативных политических сценариев, которые пока не просматриваются.

– После ухода Карамышева на должность заместителя губернатора пост мэра Курска занял Игорь Куцак – креатура господина Смирнова. Как считаете, он справляется с этой ролью?

– Господину Старовойту после неудачного эксперимента с политическим тяжеловесом Карамышевым во главе Курска требовалась такая фигура, которая годится для модели управления областными центрами, сложившейся в России. И в этом смысле Игорь Куцак, как молодой перспективный чиновник, не имеющий на момент назначения мэром самостоятельного политического веса, был вполне подходящей фигурой. Многие считают его ставленником влиятельной группы, связываемой с Алексеем Смирновым. Избравшись мэром, Игорь Вячеславович начал приобретать политический вес. При условии результативной деятельности и при выстраивании публичных коммуникаций, у него достаточно серьезные шансы стать влиятельным игроком. Опять же повторюсь, в случае его эффективного управления городом.

– В прошлом году избрали новый созыв горсобрания, спикером стал Владимир Токарев. Насколько изменились курс и стиль муниципального парламента?

– Главный итог выборов-2022: при сохранении смешанной системы голосования власти удалось осуществить важную политическую перемену в расстановке партийных сил – «старая» оппозиция сильно потеряла, «новая» – приобрела. Но совокупное влияние оппозиционеров в городе упало достаточно серьезно. Знаете, что я заметил в последнее время? В горсобрании всё больше и больше случаев единогласного голосования. Это, конечно, нравится «Единой России», нравится спикеру горсобрания Владимиру Токареву – мастеру политических компромиссов и договоренностей между различными силами. Как спикер он может ставить себе в заслугу, что решения заранее проработаны и принимаются консолидированно.

Но как политический аналитик, я уверен, что оптимальное решение принимается при наличии разных точек зрения и обратной связи. Сейчас очевидна деградация оппозиции в курском городском собрании, которая ослабляет обратную связь и притупляет адекватное восприятие городских проблем.

Между администрацией Курска и горсобранием, соответственно между командой мэра Куцака и спикера Токарева, сложилась очень органичная связка. Это неплохо. Но КГС всё меньше и меньше предлагает альтернативные точки зрения. Это история, которая заставляет задуматься о соответствующих рисках.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0