22 ноября 2024, 03:02
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Закрытие независимых АЗС и топливный кризис в Черноземье – глава профильной ассоциации о скачке цен

31.08.2023 22:02
Автор:
Закрытие независимых АЗС и топливный кризис в Черноземье – глава профильной ассоциации о скачке цен

Воронеж. 31.08.2023. ABIREG.RU – Интервью – Рост цен на бензин и дизельное топливо уже, казалось бы, перестал удивлять, однако резкий скачок произошел буквально за последние несколько месяцев. И, как прогнозируют эксперты на топливном рынке, цены не собираются останавливаться в росте. «Абирег» пообщался с главой воронежской Ассоциации топливного рынка Алексеем Трепалиным и узнал, к чему может привести повышение цен на топливо, а также о независимых АЗС и проблемах с доставкой топлива по железной дороге.

– В Воронежской области последние несколько месяцев растут цены на бензин и дизельное топливо. Как происходит ценообразование?

– Ситуацию на топливном рынке всего Черноземья можно назвать кризисной. Рынок дестабилизирован ввиду резкого повышения закупочных цен и проблем с логистикой при доставке топлива по железной дороге. Рост розничных цен обусловлен уровнем инфляции. Значительно упавший в прошлом году экспорт нефтепродуктов привел к профициту на внутреннем рынке. Из-за этого оптовые цены снизились, а розничные, несмотря на общую инфляцию, не росли.

В 2023 году экспорт нефтепродуктов переориентировался на новые рынки. В то же время из-за роста деловой активности и внутреннего туризма значительно увеличилось потребление топлива внутри страны. В результате с марта 2023 года мы увидели резкий рост оптовых цен. Вслед за ними пошли и розничные цены, однако не такими быстрыми темпами.

– Что подорожало больше всего?

– Для примера приведу несколько цифр. С начала года оптовые цены на моторное топливо выросли по отношению к прошлому году с 53 до 65%, а розничные – только на 5%. За период с начала января по конец июля оптовая цена на автомобильный бензин АИ-92, сформированная по результатам биржевых торгов, увеличилась с 39,2 тыс. до 64,9 тыс. рублей за тонну. Мелкооптовая цена увеличилась за тот же период с 41,3 тыс. до 67,2 тыс. рублей.

За тот же период оптовая цена на АИ-95 поднялась с 45,6 тыс. до 69,7 тыс. рублей за тонну, а оптовая цена на дизельное топливо – с 40,6 тыс. до 67,7 тыс. рублей за тонну. В результате в Воронежской области оптовые цены на бензин практически сравнялись с розничными, а по дизельному топливу превысили их.

Проблемным звеном для отрасли стала доставка топлива железнодорожным транспортом. Несмотря на то, что тарифы РЖД индексировались в 2022 году на 18,6%, в 2023 году – на 8%, то есть выше уровня инфляции, сроки доставки вагонов с топливом только увеличиваются. Если в 2021 году в стоимости 1 литра бензина АИ-92 доля затрат на РЖД составляла 1,5 рубля, то в 2023 году она составляет 2 рубля, но это никак не сказывается на качестве оказываемых услуг.

Задержки с доставкой вагонов приводят к тому, что вагоны скапливаются на промежуточных железнодорожных станциях и доставляются неравномерно. Из-за этого АЗС испытывают то временный дефицит топлива, то его переизбыток. И то, и другое влечет за собой дополнительные расходы.

– Как подорожание скажется на работе АЗС? Есть вероятность, что какие-то АЗС закроются?

– Многие сети АЗС Воронежской области принадлежат вертикально интегрированным компаниям (ВИНК). Они уже торгуют топливом по цене ниже оптовой. Однако независимые АЗС не могут себе позволить так вести бизнес. В результате чего они вынуждены поднимать розничные цены, и сейчас топливо на части таких АЗС стоит дороже. Это приводит к тому, что часть клиентов таких независимых компаний начнет пользоваться услугами ВИНКов.

Независимые АЗС не могут дать цену нефтяных компаний, у которых она на 3-4 рубля ниже при пересчете на 1 литр топлива. Например, если закупочная цена АИ-95 составляет 55 рублей, то отдельные нефтяные компании продают его за 53-54 рубля за литр, то есть дешевле, чем независимые АЗС его покупают оптом.

Эта траектория движения рынка известна давно, и при каждом топливном кризисе независимые компании говорят об этом. При этом периодически они просят у властей принять те или иные меры для увеличения маржи бизнеса, в том числе разрешить им торговать алкоголем. Нынешний кризис в большей степени связан с проблемами дистрибьюции. Насколько он затянется – покажет время, здесь многое зависит от оперативности вмешательства регуляторов.

Если ситуация не разрешится в ближайшее время, то при сложившейся конъюнктуре рынка независимые розничные сети АЗС, которые составляют более половины в городе и области, будут вынуждены пойти двумя путями. Им придется либо существенно повысить цены на продаваемое топливо, что ожидаемо вызовет недовольство клиентов, скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции и повлияет как на общий уровень цен в регионе, так и на стоимость контрактов для бюджетной сферы. Либо же независимые сети АЗС будут вынуждены прекратить свою деятельность как экономически нецелесообразную, что крайне негативно отразится на конкурентной среде в данной сфере и может привести к монополизации местного топливного рынка.

– Пару дней назад стало известно, что курские сельхозпроизводители столкнулись с перебоями с поставками дизельного топлива, а также с его подорожанием. И эта проблема якобы актуальна и для других регионов. Это связывают с тем, что была приостановлена работа нескольких нефтеперерабатывающих заводов. Есть ли подобная проблема в нашем регионе?

– Как я уже сказал, в нашем регионе оптовые цены на дизельное топливо уже превысили розничные. Вполне разумно предположить, что часть предпринимателей просто откажется от реализации такого продукта, который будет генерировать убытки. Очень вероятно, что ситуация с дефицитом дизельного топлива в Курской области возникает из-за ценообразования на данный вид продукта. Ведь перед тем, как топливо попадает к конечному потребителю, сеть АЗС должна его приобрести, понести затраты на его доставку, хранение, заплатить налоги, зарплаты сотрудникам, коммунальные платежи... А в нашем случае только покупная цена уже выше той, за которую товар необходимо продать.

– Как с этим бороться? Что поможет сдержать рост цен?

– Если суммировать все вышеуказанные проблемы, то разрешение сложившегося в отрасли кризиса будет зависеть от оперативности принятия мер по повышению предложения на внутреннем топливном рынке для продукции, продаваемой через биржу и в мелком опте. Также будет зависеть от повышения контроля за объемами экспортируемого из страны топлива и решения вопросов с сокращением сроков доставки топлива железнодорожным транспортом.

– В конце июня на воронежской нефтебазе произошел пожар. Скажите, это как-то сказалось на нефтегазовой отрасли? Были серьезные потери?

– Здесь можно пояснить следующее. Данный объект не является частью системы по обеспечению региона нефтепродуктами, с него не происходит поставок топлива для конечных потребителей, следовательно, повреждение пожаром одного из резервуаров никак не отразилось на обеспечении региона нефтепродуктами.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0