Во время прямого эфира в ЦУР Тамбовской области министр экологии и природных ресурсов Алла Албегова посетовала на несознательность бизнесменов и нехватку у региональных органов власти полномочий для решения насущных задач.
Хотя пользователи задавали в комментариях разные вопросы, самые неудобные в интервью почему-то обошли вниманием. Госпожа Албегова не прокомментировала ни мусорную проблему, ни дело тамбовского бизнесмена Александра Романова, который попытался сделать за органы власти их работу и вместо благодарности получил реальный срок.
Зато чиновница прокомментировала состояние водных ресурсов Тамбовской области, правда, ответственность на региональное министерство возложить побоялась – пожаловалась на «одни и те же проблемы всюду»: отсутствие кадров, выделение федеральным министерством средств только на одно из направлений работы, например на берегоукрепление, но не на дренажную систему.
Также госпожа Албегова рассказала, почему расчистка рек в Тамбовской области вызывает столько вопросов и проблем.
«В регионе 1,3 тыс. рек и ручьев. Когда нам говорят, что надо почистить реку, главный вопрос: с какой целью? Река – это живой организм, нельзя его вычистить стерильно. Проекты делаются под конкретные объекты. Работы, например, на Мошляйке уже завершены. Сложный объект, сложный подрядчик, но мы его заставили более дисциплинированно отнестись к работе», – сообщила чиновница.
Впрочем, она отметила не только подрядчика, но и специфику распределения бюджета – мол, имеет место приоритизация финансовых средств. Власти направят деньги скорее на строительство школы, чем на расчистку рек. Только вот госпожа Албегова не учла, что средства на объекты образовательной деятельности выделяются из федерального бюджета, это отдельное направление. Зато прошлась по журналистам и местным жителям, которые якобы не разбираются в сути и просят региональное министерство заниматься тем, на что у него нет полномочий.
«В регионе нет техники, позволяющей расчищать все водные объекты. Сейчас ресурса хватает не более чем на 10 км в год. Часто спрашивают, почему Тамбов получает всё нужное, а на Уварово никто не обращает внимание. Исходя из предыдущего комплекса проблем, скажу, что нам дороги все территории, но на них нужно порядка 200 млн рублей. Своими силами нам это не сделать, должны быть федеральные средства. Но, например, упавший мост в этом районе к нам не имеет отношения. Его собственник – администрация города. При чем тут регион?» – поделилась госпожа Албегова.
По всей видимости, «мы ни при чем» – это жизненное кредо чиновницы. Отвечая на вопрос о падении Тамбовской области в экологическом рейтинге регионов, она ответила, что сводный индекс остался тот же, зато Москва за счет инноваций рванула вперед. Ну а Алтай, который разделил вторую строчку с Тамбовщиной, – «это девственная земля без промышленных производств».
«Всё течет, всё меняется», – подытожила Алла Албегова, как бы подтверждая свое умение делать хорошую мину при плохой игре. Возникает логичный вопрос: почему много лет Тамбовская область возглавляла рейтинг, а сейчас «просела»? Остановилась в развитии и пришла к менее амбициозным целям, а значит, и меньшей заботе о жителях?
Однако сама госпожа Албегова сообщила, что удовлетворенность граждан является одним из приоритетов тамбовского министерства экологии. Мол, когда на одной чаше весов лежит бизнес-проект физического лица, а на другой – нечто ценное для местных жителей, решение принимается в их пользу. Так витиевато она ответила на вопрос, почему власти отобрали разрешение на пользование уже зарыбленными прудами минимум у двух предпринимателей.
«Приняли решение: тем, кто хочет заниматься аквакультурой, выдается решение на водопользование. Норма новая, опыта и понимания не было. Многие предприниматели получили такие разрешения. Затем пошел резонанс, когда люди выходят в сезон и обнаруживают, что отдыхать, ловить рыбу на этом пруду нельзя. Органы местного самоуправления вынуждены были системно встречаться с населением и определять, какие пруды отдать для муниципальных нужд», – пояснила Алла Албегова.
По сути, она признала, что под благовидным предлогом и с отсылкой на неких возмущенных местных жителей власти просто обманули предпринимателей, которым теперь придется доказывать факт упущенной выгоды в суде. А это дополнительные издержки для бизнеса. Почему нельзя было сначала обсудить этот вопрос с населением, а уже потом выдавать разрешения? Вероятно, для описания позиции властей во главе с госпожой Албеговой подходит пословица «И рыбку съесть, и косточкой не подавиться».
Ну а чтобы окончательно себя обелить, чиновница намекнула на возможные мошеннические схемы при зарыблении прудов. Это тоже в ее фирменном стиле: претензии от регионального министра без веских на то оснований регулярно получают одни и те же предприятия, а на какие-то нарушения власть упорно закрывает глаза, иногда оправдывая виновных пробелами в законодательстве или слабостью системы.