Неочевидно, но затянувшийся уже на несколько лет политический кризис в Семилуках – первый по-настоящему серьезный вызов для замгубернатора Воронежской области по внутренней политике Дмитрия Маслова. И вот почему. Но для начала – текущая расстановка сил конфликта по каждому из его непосредственных участников.
Дано. В получасе езды от Воронежа, столицы Черноземья, на протяжении долгого времени то вспыхивает с новой силой, то затухает политический конфликт между местными элитами (их возглавляет Александр Шевелюхин) и креатурой регионального правительства – главой района Геннадием Швырковым. Сейчас ситуация такова, что райцентр с населением порядка 30 тыс. человек долгое время остается без мэра, решение о его выборах всячески блокируется бывшим главой горсовета и сторонником Шевелюхина Александром Телковым, в тему погрузился лично губернатор Александр Гусев, а в СК лежит заявление Швыркова на Телкова. Городу грозит срыв отопительного сезона плюс перевыборы в горсовет из-за вероятного сложения полномочий сразу трети депутатов, которые эмоционально устали от конфликта и не видят для себя в нем никаких бенефитов.
Что Гусев? Глава региона поручил своему окружению разрешить конфликт, один из членов его команды – Маслов – побывал в районе, вроде бы услышал заверения от обеих сторон, что ситуация управляемая.
Что Маслов? Он доложил в федеральный центр, что тема под контролем. Но потом столкнулся с «фирменным почерком» команды Шевелюхина – заместителю губернатора дали понять, что эти люди будут вести себя не согласно джентльменским договоренностям, а как посчитают нужным для себя. И вот тут-то и появляются политические риски.
Что Шевелюхин и ко? Он, пожалуй, единственный, кто никогда не меняет своей линии поведения. Отставим в сторону материальную мотивацию Шевелюхина (пофантазируем, будто бы ее не существует) и поймем, что в Семилуках до сих пор остаются те, кто де-факто живет по понятиям. Хорошо это или плохо, каждый оценивает сам. Просто вот такой стиль жизни и управления, и это надо принимать во внимание.
Что Швырков? Глава района – в подвешенном состоянии. С одной стороны, он сделал всё, что мог, чтобы объяснить свою позицию руководству области. С другой – есть миф, что «Шевелюхин бессмертен», и отчасти он подтверждается не самым пристальным вниманием тех же силовиков к тому, что творится, к примеру, в городском хозяйстве Семилук.
Что в промежуточном итоге? Все задачи, которые появлялись перед Масловым в политическом поле региона до Семилук, были сущей ерундой. Президентские выборы, «выборы» мэра Воронежа, предстоящие выборы в гордуму и облдуму – всё это абсолютно управляемые и понятные замгубернатора процессы. А вот теперь, когда в Москву отправлена информация, что в Семилуках якобы «всё ок», а в реальности у населения вызревает «нарыв», задачка получается уже из куда более сложного «учебника». И то, как с ней справится лично Маслов, и является чуть ли не главной политической интригой сезона. Впрочем, опыт ручного управления у Маслова предостаточный, а в подмосковном Сенеже, где политических управленцев научает Администрация Президента, наверняка рассказывают, что и как сейчас надо делать с теми, кто как бы и от сохи, и вместе с этим не хочет играть по общепринятым правилам.