Дополнительный офис Банка «Новиком» появился в Воронеже около 4 лет назад с целью развития бизнеса с предприятиями Воронежского авиазавода и дивизиона «Связь», головной организацией которого является АО «Концерн «Созвездие» – крупнейший разработчик и производитель оборудования связи. «Новиком» позиционирует себя как Банк российских инженеров и акцентирует свое внимание на бизнесе промышленников и машиностроителей, а их председатель правления Елена Георгиева курирует Воронежский союз машиностроителей России. Управляющий допофисом в Воронеже Илья Лазукин рассказал «Абирегу», как банк отвоевывает рынок у лидеров.
– Мы всегда ориентировались на крупных клиентов – это производственные и промышленные предприятия. В Воронеже мы открыли офис около четырех лет назад. Успешно развили направление розничного бизнеса и сейчас продолжаем совершенствовать продуктовую линейку для наших клиентов. Также постепенно начали развивать и другие направления, такие как кредитование малого и среднего бизнеса.
– Кого вы считаете малым бизнесом и кому отдаете приоритет?
– Конечно, этот сегмент довольно условный, потому что для нас малый или средний бизнес может считаться на российском уровне крупным. Мы предоставляем кредиты, но делаем это осторожно, потому что у банка невысокий аппетит к рискам. Например, у нас есть экспресс-кредиты на сумму до 100 млн рублей, но выдаем мы их не в больших объемах, потому что это требует строгого отбора клиентов. Рассматриваем работу с производственниками с оборотом от 100 млн рублей.
– Как банк выбирает своих клиентов в малом и среднем бизнесе?
– Наши целевые клиенты – это промышленные предприятия, которые взаимодействуют с Ростехом или их контрагентами. Мы не работаем с аграрными или строительными компаниями, а также с ретейлом в части кредитования. Риски в этих сферах слишком высокие, и для нас это невыгодно. Поэтому мы концентрируемся на производстве и на тех компаниях, которые могут предложить стабильный бизнес.
– С какими трудностями сталкиваются предприятия, с которыми вы работаете?
– Основная проблема, как и везде, – это нехватка кадров. У многих предприятий есть требование по допуску к секретной информации, что усложняет поиск сотрудников. У нас, как и у них, тоже бывают сложности с подбором людей, потому что мы задаем высокие стандарты. Мы стали проводить лекции по финансовой грамотности в университетах, чтобы помогать готовить будущие кадры для наших клиентов.
– Часто в арбитраже прилетают огромные иски к предприятиям радиоэлектронного комплекса. Как банк реагирует на такие риски, тем более что многие из них рассматриваются в закрытом режиме?
– Когда возникают такие ситуации, мы тщательно оцениваем риски. В некоторых случаях это может повлиять на решение о кредитовании, но чаще всего мы продолжаем сотрудничество, если видим, что риски минимальны или решаемы. Мы стараемся поддерживать клиентов и следим за тем, чтобы финансовые отношения оставались стабильными.
– Вы отвечаете только за Воронеж? Предприятия Ростеха есть и в других регионах Черноземья, как и региональные отделения Союза машиностроителей?
– В нашей зоне ответственности кроме Воронежа Тамбов, Липецк, Белгород, Курск. В этих городах нет офисов, там при необходимости физической встречи мы устраиваем банковские дни, а так большая часть задач решается дистанционно. Причем из всех регионов воронежское отделение Союза машиностроителей – одно из самых активных и входит в двадцатку в общестрановом рейтинге.
– А в чем преимущества ваших розничных предложений?
– Основное – это социальная платежная карта. Это не просто зарплатная карта, а продукт, который дает держателям множество преимуществ. Например, низкие процентные ставки по кредитам, которые часто ниже, чем у конкурентов. Кроме того, карта предоставляет хорошие скидки на туристические и другие услуги. Мы ориентируемся на тех, кто уже получает зарплату на карту «Новиком». Если зарплаты на нашей карте нет, просто так взять кредит не получится – это одна из наших особенностей.