Николай КИРЕЕВ считает, что в липецкой торговле должен быть порядок
Помните - «Покупатель всегда прав», «С поля - на прилавок»? По такому принципу была организована торговля в советские времена. А что творится сейчас? Липчане радуются изобилию и до сих пор удивляются возможности выбора. Но при этом забывают или не знают: торговля работает для них, а не они для нее. Как не допустить магазинное безобразие, «РЕПОРТЕРУ» рассказал Николай КИРЕЕВ, начальник Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.
Обвинение в прессинге как способ самозащиты
- Николай Сергеевич, я вообще очень редко делаю комплименты чиновникам, но тут не могу промолчать. Вы на этой должности меньше двух лет, однако уже есть изменения и в вашем управлении, и на рынке области.
- Спасибо! Правда, нам предстоит еще очень многое сделать. Потому что запущено все до безобразия. Ведь, увы, люди, которые и по 30 лет в торговле, и вроде как успешные бизнесмены, не знают законов. И знать не хотят. Например!, еще недавно в наших магазинах часто отсутствовали контрольные весы и уголки потребителей. Теперь появились. Просто есть такое постановление. Ничего нового я не придумывал...
- Ну, мне кажется, в тех же уголках потребителей сознательно не было заинтересованности. Ведь ни для кого не секрет, что даже в имевшихся указывались неправильные номера телефонов,
- Разумеется. Это же дополнительная головная боль. Владельцы торговых точек считали: того и гляди обманутые покупатели начнут жаловаться. Контролирующие органы помалкивали: чего доброго, народ и правда будет звонить, а это же реагировать придется... Я вам больше скажу: многие любят добавить, что у нас нет законов. А на самом деле - масса! Проблема - в их банальном незнании или невыполнении.
- Наверняка вас пытаются обвинить в прессинге и даже «закошмаривании» бизнеса, так?
- Да, еще в жесткости и некоей предвзятости. А какой это прессинг, если в обороте находится нелегальный алкоголь, и продавать его без документов - значит совершать преступление! Страшно, когда предприниматели обеспокоены только собственной выручкой и не задумываются, какое будущее ждет ту девушку, которой они сбыли сигареты и пиво. Ей же рожать, а она курит и пьет... Так что у меня всего лишь одно требование к работникам липецкого рынка - соблюдайте закон. Вы спросите, почему? Я отвечу. Чтобы населению легче жилось. Чтобы некачественная продукция в Липецкой области стала фантастикой. Чтобы продавцы знали: пиво относится к алкогольной продукции.
Невозможное оказалось возможным
- Николай Сергеевич, разве начнут добровольно работать по закону те, кто не хочет, кто не привык?
- С людьми нужно разговаривать. Я же как-то собрал владельцев наших магазинов, оптовиков и попросил: «Давайте договоримся, что некачественный алкоголь на территории региона продаваться не будет. Иначе - лишение лицензии в соответствии с действующим законодательством».
- Недавно все поняли, что вы не шутите. Я о сентябрьском приостановлении лицензий на продажу алкоголя в 81 магазине области. Причем пустыми оказались полки, казалось бы, в непоколебимых гигантах - «Перекрестке», «Карусели», «Пятерочке» и целой сети заправок.
- Такая мера действительно остудила и их, и других... Но это не моя личная прихоть. В законе четко прописано: при нарушении таких-то правил, например, при продаже алкогольной продукции после 23 часов, лицензия должна быть приостановлена. Помню, ко мне все тут же примчались, я поинтересовался целью визита и услышал: «Мы хотим научиться взаимодействовать с контролирующими органами». А я считаю, что работники торговли прежде всего должны научиться обслуживать население нашего региона. Обслуживать качественно. Под лозунгом «Покупатель всегда прав». А то сейчас мы «работаем» в супермаркетах сортировщиками продуктов...
- Вы имеете в виду ящики, в которых мы сами среди гнили ищем более-менее свежие яблоки, бананы, апельсины?
- Да, именно.
- Так обслуживающий персонал там сократили до минимума...
- Это проблемы магазинов и конкретно их хозяев, директоров, а никак не покупателей. Кстати, недавно я попросил специалистов нашего управления проехать по маркетам и заснять нарушения. Они привезли фото, на которых -коробки в проходе, что законом в принципе недопустимо: товар должен лежать на полках, а не в ящиках или пакетах. Потом вызвал директоров, показал слайды и попросил объяснить их.-
- И что сказали уличенные директора?
- А что они скажут? Ничего. Потому что раньше никто им так жестко вопрос не ставил. Я же уверен: будь то гипер-, супермаркет или простой магазинчик во дворе, в любом случае продавцы должны сказать покупателю на входе «Здравствуйте!», на выходе «До свидания! Спасибо за покупку. Приходите еще!». Язык не отвалится. Нужно изымать деньги у населения законным образом, делая ему приятно. Нужно повышать культуру обслуживания. А то несчастный покупатель у нас сейчас. Он тоже всегда спешит. Ему некогда, дела. Он споткнулся об этот ящик в проходе, не упал - хорошо, побежал дальше, перебрал гнилой товар, развернулся, пошел. Но потом, что он думает о бизнесменах и власти? Одни некачественно работают, другие совсем не следят...
- Но если говорить конкретно о вашей службе, то по закону вы имеете право проверять торговые точки лишь раз в три года, чаще - превышение полномочий...
- Да, однако жалобы на те же ящики от покупателей или сообщение о фактах нарушений в СМИ - повод для внеплановой проверки лицензиатов. Поэтому я призываю липчан к активности, без них у нас не получится быстро поднять местный рынок на другой уровень.
Продуктовая бюрократия сейчас
- Вообще, конечно, непонятно: неужели при наличии лицензии лицензиат получает право ставить коробки на пути покупателя?!
- Я о том же. Но деваться нашим людям некуда, они привязаны к магазинам. Можно, конечно, съездить в тот же «Реал». Ну раз, ну два. И то - если есть машина...
- У меня есть, и, в принципе, мне не сложно ездить даже на другой конец города. Только вот... я предпочитаю липецкую картошку и яблоки, а не
из Египта или откуда-то из-за семи морей.
- Наша продукция действительно должна присутствовать на полках всех магазинов области. В советское время, если помните, действовал принцип: «С поля - на прилавок». И этот вопрос я тоже поднял. Но идет он невыносимо тяжело... Хорошо, что местные сети, те же «Покупайка» и «Пролетарский», пошли навстречу. Заготовители и простые бабушки, у которых остается излишек, теперь сдают туда свою продукцию.
- А почему московские сетевики на это не идут?
- Не поверите, но часто требуется 3-5 месяцев, чтобы наша продукция попала на их полки. Потому что нужно подать заявку, в ней обязательно окажется что-то не так, заготовители напишут ее заново, но в ней еще что-нибудь «неправильное» находится. Да и центры - в Москве... В общем, бюрократия в Советском Союзе по сравнению с нынешней - это ничто.
- Николай Сергеевич, но если она есть, значит, кому-то выгодна.
- Скорее всего. Но вопрос поставлен. И поставлен так, чтобы наш товар не только присутствовал в местных магазинах, но и уходил за пределы региона, распространялся через сети по всей России. Либо мы будем делать выводы. Кстати, хороший способ купить местный товар и по доступной цене - посетить ярмарку выходного дня. Товаропроизводители приходят туда бесплатно, кроме того, на их продукцию есть рекомендованная цена. Но они даже ниже ставят. Конечно, ярмарки тоже дались нам непросто. И магазины, на территории которых они проходят, противились поначалу. И власти районов не верили в идею. И заготовители сомневались. А в итоге в прошлом году было 24 ярмарки, в этом уже - 50.
- Николай Сергеевич, и последний вопрос, который сейчас волнует всех жителей области. Будут ли расти цены перед Новым годом?
- Моя точка зрения была, есть и будет: цены расти не должны. И это - возможно. На Западе, который мы любим копировать, перед рождественскими праздниками товар, наоборот, дешевеет. Вот я и хочу создать такую ситуацию у нас. Уже начал в ней разбираться. И вот что узнал. Та же курица -имеет три посредника. В итоге накрутка 20 рублей, то есть треть от килограмма! Я согласен, пусть посредник присутствует -с холодильными камерами, но не с бумагами. А цены... цены не должны подниматься, на сегодняшний день оснований для этого нет.
По интересующим вопросам население Липецкой области может обратиться в Управление потребительского рынка:
- письменно по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, 1;
- по телефону 72-03-22;
- по электронной почте E-mail: td@admlr.lipetsk.ru
В тему
За 10 месяцев 2011 года Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области проверено 310 хозяйствующих субъектов.
Общая сумма штрафов за несоблюдение лицензионных условий и требований розничной продажи алкогольной продукции, а также за нарушение установленного порядка ценообразования на товары (работы, услуги) составила 2608 тыс. руб. По состоянию на 01.11.11. было уплачено 2241,1 тыс. руб.
Кстати, неуплата административных штрафов в установленный срок грозит двукратным размером штрафа.
Евгения Зимина
Липецкий репортер, №49, 6 декабря 2011 года.