Воронеж. 29.06.2016. ABIREG.RU – Аналитика – В пятницу, 24 июня, Госдума шестого созыва завершила свою работу. Только с начала текущего года было рассмотрено более 850 законопроектов. Из них принято порядка 390 законов. А за весь депутатский созыв – около 1850. Чем отличался этот политический сезон, на какие законопроекты был сделан упор – об этом и многом другом по результатам работы созыва рассказал депутат ГД от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов.
– Сергей Викторович, вы не первый созыв работаете в Госдуме. Чем отличалась нынешняя политическая пятилетка?
– Современные вызовы потребовали от нас содержательной и плодотворной работы. Из почти 2 тыс. принятых законов значительная часть была направлена на создание условий для развития экономики. Это касается, например, документов, подготовленных мной в рамках работы в бюджетном комитете по поддержке малого и среднего бизнеса – в частности, установление двухлетних налоговых и трехлетних надзорных каникул для предпринимателей.
Большая работа проделана при разработке и принятии закона о промышленной политике, которая позволяет определить стратегию развития этой сферы и развивать территории по отраслевому принципу.
Кроме того, был принят комплекс нормативно-правовых актов, создающих условия для дальнейшего роста сельского хозяйства в условиях курса на импортозамещение. В частности, буквально на днях одобрен закон о вовлечении неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство.
Наша деятельность затронула практически все сферы и отрасли законодательного регулирования. При этом, в силу сложившейся ситуации, приоритет был отдан решению наиболее важных вопросов в экономике и социальной сфере.
– Продолжая тему экономики: какие законодательные решения сессии были направлены на улучшение инвестиционного климата и повышение качества реализации закона о промышленной политике?
– Один из важнейших законов в этом направлении, принятый Госдумой, позволяет всем регионам снижать ставку налога на прибыль для новых предприятий. Льгота будет предоставляться в пределах тех капитальных вложений, которые инвестор уже произвел. Таким образом, за счет снижения фискальной нагрузки он сможет покрывать осуществленные им затраты.
На аналогичных принципах можно уменьшать налоговую ставку и в рамках специнвестконтрактов. Дополнительно для них будут действовать специальные льготы. Основная из них – это «дедушкина оговорка». Она заключается в запрете менять условия налогообложения до истечения срока действия льготы или окончания специнвестконтракта.
Еще один подготовленный нами с коллегами законопроект создает правовую базу для развития технопарков. В том числе за счет закрепления порядка применения к ним стимулирующих мер. Это позволит повысить эффективность работы таких инфраструктурных комплексов и создать необходимые условия для их господдержки. Напомню, в настоящее время у нас в регионе успешно функционируют четыре технопарка, в которых располагаются более 80 малых инновационных предприятий.
– Поддержка промышленности и крупных предприятий – отлично. Но есть еще малый и средний бизнес. Не забыли про него?
– Это одно из приоритетных направлений деятельности Госдумы. Поэтому таких законов достаточно много. Остановлюсь лишь на основных решениях в налоговой сфере.
В частности, мы приняли поправки, подготовленные мною в соавторстве, продлевающие на три года, до 1 января 2021 года, действие ЕНВД. Это один из самых популярных режимов налогообложения малого бизнеса. Сейчас данный налог платят порядка 2,5 млн человек. Из них более 2,1 млн – индивидуальные предприниматели. Еще около 300 тыс. – это организации, которые преимущественно работают в сфере торговли.
Особое значение данный налог имеет для муниципалитетов. Для них это один из основных источников пополнения местной казны. Например, сводный бюджет Воронежской области, куда входят и все муниципальные финпланы, за счет ЕНВД в прошлом году пополнился почти на 1,5 млрд рублей, что на 5,2% больше показателей 2014 года.
Также мы расширили перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Это даст предпринимателям возможность получать необходимую информацию о контрагентах. Что минимизирует их риски, в том числе налоговые.
Кроме того, для бизнеса вводится упрощенный порядок открытия банковских счетов. Это происходит за счет отмены обязательного требования банками свидетельства о постановке на налоговый учет для большинства компаний и ИП.
– Воронежская область активно развивает АПК. Какие законодательные решения были приняты для налогоплательщиков-сельхозпроизводителей?
– Были приняты важные поправки, которые фактически приравнивают доход от оказания вспомогательных услуг к сельскохозяйственной выручке. Это касается, например, обработки почвы и уборки зерновых культур, оказываемых одними сельхозпроизводителями другим. При этом доля от оказания таких услуг в общем доходе должна составлять не менее 70%. Это позволит применять единый сельхозналог данным категориям налогоплательщиков. В целом же поправки будут способствовать всесторонней поддержке сельхозкооперации. Особенно в малых ее формах – обмене техникой и оказании фермерами своих услуг.
– На своем депутатском отчете перед региональной Общественной палатой за 2015 год вы уделили особое внимание законодательной борьбе с офшорами. Знаю, что депутаты шестого созыва посвятили этой теме немало времени. Удалось ли в этом году еще продвинуться в решении задачи?
– Еще в самом начале весенней сессии мы приняли целый ряд важных решений в данном направлении. Был введен прямой запрет на предоставление господдержки офшорным компаниям. Также скорректирован закон о контролируемых иностранных компаниях. Поправки, в частности, упростили процедуру раскрытия информации добросовестными налогоплательщиками.
Еще один закон, подготовленный мною в соавторстве, создал барьер на пути использования незаконных схем при уплате процентов по займам. В том числе между взаимозависимыми российскими и зарубежными компаниями. Как результат – чистый вывоз капитала только за пять месяцев текущего года в аналогичном сравнении уменьшился четырехкратно, до 12,7 млрд долларов США.
– Одна из вечных проблем России – качество дорог. Боролись?
– Решить данную проблему можно только комплексным путем. Конечно, одна из важнейших составляющих – финансовая. Поэтому, например, ко второму чтению мы увеличили процент от дополнительных топливных акцизов, направляемых в региональные дорожные фонды. В результате чего они должны пополниться на сумму порядка 50–60 млрд рублей.
Кроме того, ранее государство наложило дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует дороги, – владельцев большегрузов. Однако фактически сложилась ситуация их двойного налогообложения. Так как собственники платят еще и транспортный налог. Поэтому уже под занавес сессии мы решили до конца 2018 года фактически отменить его для владельцев грузовых автомобилей массой более 12 тонн. В том числе – для сельскохозяйственных производителей. Сделано это будет за счет вычета из транспортного налога суммы платежей в системе «Платон». Отмечу, что по итогам семи месяцев работы данного механизма взимания платы с грузовиков в дорожный фонд собрано более 9,2 млрд рублей. Причем часть средств уже распределена между регионами.
До окончания введенного нами льготного срока вопрос налогообложения будет рассмотрен дополнительно.