Воронеж. 15.05.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Автомобильный рынок с 2016 года вырос на 4%. В этом году эксперты снова предвещают небольшую положительную динамику, но за счет «вторички» и сегмента С. В этой ситуации совместное предприятие итальянского концерна Pirelli и «Ростеха» смещает фокус внимания в сторону производства шин премиум-класса, постепенно сокращая долю выпуска экономпродукции. И принимает решение вложить накопленный «жирок» в модернизацию двух шинных производств – в Воронеже и Кирове. Почему компания делает ставку на российский рынок, зависимый от бюджетных инвестиций в автопром, рассказывает генеральный директор ЗАО «Воронежский шинный завод» и ПК «Киров Тайр» Юрий Грибанов.
– Расскажите, довольны ли вы результатами прошлого года?
– Год закончили благоприятно относительно планов. В валовом объеме мирового производства компании порядка 12% производит Россия. При этом, если говорить про финансовый результат, то из всех заводов компании (я говорю о производственной части) Россия и Китай перевыполнили поставленную перед ними задачу.
– Насколько увеличили производство шин?
– Производство шин у нас не меняется уже с 2016 года. Это стабильно 8 млн шин в год для двух заводов. Мы работаем с полной загрузкой, а это значит, что наши мощности загружены на 90-95% и в Воронеже, и в Кирове. Если говорить о прибыльности, то для производственной площадки она образуется по толлинговой схеме: затраты плюс небольшой процент.
– Получается небольшая сумма?
– Да. Если мы говорим о валовой прибыли, то она образуется в сбытовых каналах. Мы же оказываем производственные услуги, поэтому на многие вопросы, касающиеся коммерции компании Pirelli, я не могу ответить просто потому, что этим не занимаюсь. Центр образования прибыли в компании не завод. У нас разделено: производство – с одной стороны, а продажи, маркетинг, продвижение – с другой.
– Почему один и тот же объем производите каждый год?
– Потому что есть ограничения по производственным мощностям, больше мы произвести не можем.
– За счет чего тогда вы развиваетесь на растущем рынке при сохранении одних и тех же объемов?
– Суть в следующем. Во-первых, мы сокращаем издержки, делаем это постоянно. Даже несмотря на инфляцию и изменение курса валют. Умудряемся на производство одного и того же количества шин тратить меньше денег.
Во-вторых, меняется производственный ассортимент. Если раньше мы делали в основном шины 16 дюймов, сейчас фокусируемся на продукции премиум-класса. Это шины до 21 дюйма включительно. Действует простая формула: больше шина – больше прибыль. В данный момент мы работаем над шинами RunFlat c усиленной боковиной. Производство шин большего размера, понятное дело, требует больших затрат труда и энергии, а это повышает их стоимость. За счет этого мы зарабатываем больше при производстве того же количества шин.
Кроме того, сейчас идет процесс омологирования своих шин для Volvo, Lamborghini, Mercedes и т.д. Мы экспортируем свою продукцию в 47 стран мира, включая страны Евросоюза, США, Канаду и Японию.
– Обычно инвестор приходит в страну, чтобы обеспечивать внутренний рынок. У вас же все развито так, что вы сами еще и экспортируете в другие страны?
– Изначально, когда Pirelli пришла в Россию, у нас был приоритет local-for-local, который означает местное производство для местного рынка. Но в 2014-2015 годах – сами помните, что было с рынком. Многие автопроизводители, которые не экспортировали продукцию в тот момент, были вынуждены существенно сокращать загрузку, сотрудники переходили на укороченный режим работы. В нашем случае уход на экспорт позволял нам загружать производство полностью. Для этого, кстати, было благоприятное время, так как курс упал, рубль подешевел.
– Сколько экспортируете на сегодняшний день от общего объема производства?
– По Кирову – 55%, по Воронежу – 50%. Остальное – это поставки по России на предприятия, производящие автомобили и розничный рынок. Каждый третий легковой автомобиль в России сходит с конвейера на наших шинах, которые производятся либо в Воронеже, либо в Кирове.
– Кстати, за последние годы вторичный рынок поднялся. Вы не делаете на него серьезную ставку?
– Делаем, но тут есть несколько аспектов. Первое – мы сфокусированы на сегменте премиум-класса. Если говорить о росте на вторичном рынке, то это в основном сегменты В и С, но с точки зрения эффективности и прибыльности для нас они менее интересны. Наша стратегия сегодня – это ориентация на премиум-класс.
– В целом ваша доля на российском рынке выросла?
– Если брать кризисные годы, то рынок, естественно, падал. Автомобильный рынок с 2016 года вырос на 4%. И в этом году тоже продолжится положительная динамика. Но опять же вопрос в том, за счет чего он растет. Наибольший рост происходит в сегментах B и С. Пока экономика не начала развиваться более активно, люди сосредоточены на этом сегменте.
– А в этом году какой рост рынка прогнозируете – так же?
– На самом деле наш рынок очень сильно коррелируется с ростом автопрома. Если помните, в прошлом году он вырос примерно на 11-12%. Рост автопрома опять же зависит в том числе от программ, которые реализует правительство. К сожалению, мы потеряли часть объемов, поставлявшихся для компании Ford, которая приняла решение закрыть сборочное производство в России. И дело даже не в самом снижении, а в том, что мы в свое время потратили достаточно много времени, чтобы адаптировать свою продукцию под их требования.
– С чем связываете пусть небольшой, но все же рост премиального сектора на рынке автомобилей?
– В первую очередь, в России есть обеспеченные люди. Я делаю такой вывод, исходя из цифр. Если люди покупают дорогие автомобили, значит, у них есть деньги либо они берут кредит. Но, опять же, чтобы взять кредит, нужно иметь стабильный доход, хорошую кредитную историю и как минимум средства на первоначальный взнос.
– Раньше, наоборот, зарабатывали на продукции экономкласса, сейчас, получается, настает время тех, кто ориентирован на премиум-сегмент?
– В экономике все сбалансированно. В кризисные времена, когда люди переходят на более экономичные продукты, компании, специализирующиеся на таком сегменте, зарабатывают больше. Мы в кризис начали экспортировать, потому что в России продавать свои шины мы не могли. Люди откладывали свою покупку на следующий сезон, покупали б/у или восстановленные шины. Те компании, которые торговали такими шинами, зарабатывали дополнительные деньги.
– Как будет меняться ваша ценовая политика в этом году? Сколько будут стоить шины премиум-класса?
– Точно не могу сказать. Сейчас идет тенденция подорожания сырья, и тут ничего не сделаешь. Если нефть дорожает, то мы понимаем, что синтетический каучук, технический углерод – основные компоненты для производства шин – тоже вырастут в цене.
– У кого закупаете сырье для производства?
– Синтетические каучуки мы закупаем в основном в Тольятти, Нижнекамске и немного в Воронеже. Натуральный каучук, разумеется, мы везем из-за рубежа – Юго-Восточной Азии.
– Если в цифрах: сколько закупаете у нас, сколько за рубежом?
– В деньгах примерно 50 на 50. Если посмотреть в динамике, то тенденция хоть и весьма слабая, но все же движется в сторону увеличения закупок в России. Если брать в тоннаже, то 60% – закупки российского производства, оставшиеся 40% – импорт. Что касается малотоннажных химических компонентов (модификаторы, присадки, антистарители, антискорчинги), то в России того качества, которое соответствует высоким стандартам Pirelli, нет.
– Ситуация с воронежским «Гаусом» вас затронула?
– Нет, потому что напрямую автосалонам ничего не поставляем. Мы работаем с автосборочными предприятиями.
– Расскажите про грядущую модернизацию на Кировском и Воронежском заводах. Если у вас так все хорошо, зачем что-то менять?
– Когда группа Pirelli пришла и в Киров, и в Воронеж, то начала инвестировать в модернизацию производства. В первую очередь, в резиносмешение – сердце процесса, ведь технология была устаревшая. На сегодняшний день на обоих заводах накоплено инвестиций в районе 270 млн евро. Модернизации, направленные на приведение производства к стандартам Pirelli, были реализованы в течение двух-трех лет.
Далее мы перешли только на выпуск шин Pirelli, хотя до этого производили и другие бренды, доставшиеся нам «по наследству» от предыдущих собственников. Затем наступил следующий этап модернизации, о котором уже говорил, – выход на другой ассортимент, то есть в основном на производство премиальной продукции. Например, сейчас в Кирове мы осваиваем 17-й дюйм, чего раньше там никогда не было. Модернизация Кировского шинного завода началась в 2018 году, до 2021 года планируется инвестировать более 3 млрд рублей.
Что касается Воронежа, сейчас более 65% производства – это 17-й дюйм и выше, из них – более 20% – 18-й дюйм и выше. То есть, фактически мы говорим о том, что выпускаем премиальную продукцию. Мы видим стабильно растущий спрос на автомобили премиум- и престиж-класса и тенденцию к росту посадочного диаметра шин на новых моделях автомобилей B и С сегментов.
С точки зрения загрузки мощностей, мы дошли до предела, потому что не можем полностью отказаться от шин 16-го дюйма, так как есть долгосрочные контракты на поставку этой продукции.
При этом спрос на продукцию, выпускаемую в Воронеже, реально выше, чем можем произвести. Поэтому следующий логичный этап – это расширение производства. В Воронежский шинный завод будет инвестировано 100 млн евро.
– В чем конкретно будет заключаться расширение воронежского предприятия?
– Проект рассчитан на три года. Разумеется, будут увеличены производственные площади. Частично это будет сделано за счет неиспользуемых производственных корпусов. Кроме того, будут построены новые. У нас достаточно большая территория, которая позволит реализовывать не только текущие, но и перспективные планы по развитию.
– В этом году приступите к расширению?
– Да, но сейчас идет детальная проработка проекта, его согласование и утверждение с привлечением специалистов миланского офиса. Идет оценка вариантов, как именно разместить производственные линии, какое оборудование выбрать и т.д. В любом случае, мы планируем начать инвестиции в этом году, но вопрос еще в том, что нужно заказать оборудование, цикл изготовления которого – около 1,5 года. Таким образом, мы можем заказать оборудование и спокойно заниматься строительством, подготовкой производственной площадки и другими необходимыми вещами.
– Из общей суммы инвестиций сколько будет освоено в этом году?
– В этом году – не так много. Расчет за оборудование идет по факту поставки, может быть небольшая предоплата. Но сумма небольшая, чтобы ее озвучивать. Основные деньги будут освоены в 2020-2021 годах.
– Оборудование итальянское?
– Частично итальянское, немецкое, голландское. В основном, конечно, не российского производства. Сейчас у нас такое оборудование не производится.
– Что изменится на кировской площадке?
– В Кирове тоже трехлетний проект. Но если в Воронеже планируется удвоение производства, то в Кирове – именно модернизация. В настоящее время производство рассредоточено по многим зданиям на территории завода, поэтому цель проекта – сконцентрировать основные технологические процессы в трех корпусах. Это позволит оптимизировать производство, сделать его более эффективным, более управляемым, снизить внутри логистические издержки и, в том числе, повысить качество продукции. Одновременно с укрупнением производства мы начали выпуск шин 17-го дюйма. Наша цель в перспективе двух-трех лет – довести объем данного типоразмера до 1 млн штук в год. Это достаточно много, и финансовый результат должен быть.
– Справитесь за три года?
– Не сомневаюсь. Думаю, даже раньше справимся.
– Почему такая разница в инвестициях между Воронежем и Кировом?
– Потому что в Кирове мы не расширяемся, мы улучшаем существующее производство, а в Воронеже строим новые здания, закупаем дополнительное оборудование. Скорее всего, придется расширять и котельную – место есть, но опять же придется закупать оборудование.
– В области конкуренции что-либо изменилось в последние годы?
– Наши конкуренты все те же – Michelin, Continental, Bridgestone, в России – еще и Nokian. У каждого свои преимущества. Например, мы – эксклюзивный поставщик «Формулы-1». Мы достаточно гибкие.
– В чем выражается ваша гибкость?
– Например, один из наших партнеров – автосборочное предприятие – запускал новую модель, для которой потребовалась шина нестандартного размера. Насколько я знаю, наши конкуренты в России на запрос ответили, что не смогут их изготовить за обозначенные сжатые сроки. Мы сделали.
– Теперь несколько отвлеченных вопросов. Что значит в вашем понимании проблема?
– В моем понимании проблема – то, что ты не можешь решить. А если это рабочий момент, то надо просто найти вариант его решения.
– Что бы вы хотели изменить в себе и окружающих людях?
– В себе я постоянно что-то меняю, наверное, поэтому и прижился в компании Pirelli, и мне здесь комфортно. До этого я работал и в российских компаниях, и в американских, также в австрийской. Культура Pirelli мне оказалась ближе всего. При этом изменения в жизни происходят постоянно. Если вы посмотрите на себя с оглядкой на 10 лет назад, то увидите, что поменялись многие вещи.
– Вы целеустремленный человек?
– Да.
– Если цель близко, что может заставить вас отказаться от нее?
– Если достижение цели для меня имеет смысл, то я ее стараюсь достичь.
– Семья на первом месте?
– Конечно. Иначе зачем все это – получается какая-то бессмыслица.
Гендиректор ЗАО «Воронежский шинный завод» Юрий Грибанов: «Основные компоненты для производства шин тоже вырастут в цене»
15.05.2019, 12:10
Комментарии 0
Самое читаемое