Финансирование программы развития полуострова может быть сокращено на 20 млрд в 2021-2022 годах, пишут «Известия».
Расходы бюджета на развитие Крыма и Севастополя в следующие два года может быть урезано на 20 млрд рублей (на 10%), следует из пояснительной записки к проекту федеральной казны на 2021-2023 годы, с которой ознакомились «Известия». Это довольно резкое сокращение относительно трат на другие регионы: например, программа развития Калининградской области вырастет на 15%, а поддержка большинства субъектов в среднем практически не изменится. В Минфине такой шаг объяснили переносом финансирования полуострова на более поздний срок. Эксперты полагают, что за последние годы в Крым было вложено довольно много ресурсов, поэтому темпы его субсидирования в отличие от других регионов можно несколько замедлить.
С учетом предложений
На программу социально-экономического развития Крыма и Севастополя в 2021-2022 годах будет потрачено 160 млрд рублей, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на следующую трехлетку. Это на 20 млрд, или 10% меньше, чем по действующей официальной версии финансового плана на 2020-2022 годы, который был утвержден в марте в преддверии пандемии.
По сравнению с другими регионами финансирование Крыма предлагается урезать более ощутимо. В частности, расходы на аналогичную программу социально-экономического развития Калининградской области в 2021-2022 годах планируется повысить на 15% – со 109 до 125 млрд рублей. Затраты на поддержку субъектов в целом относительно действующей версии бюджета остаются почти неизменными. Они составят 1,95 трлн рублей в следующие два года, что на 50 млрд, или 3%, меньше, чем планировалось.
В Минфине на вопрос «Известий», с чем связано уменьшение финансирования Крыма, сослались на постановление правительства, которое продлевает сроки программы развития полуострова с 2022 до 2024 года. Там добавили, что проект бюджета сверстан в условиях роста расходов на социально-экономические задачи по стране в целом – с учетом предложений других ведомств, а также приоритетов, поставленных президентом.
Расходы на развитие полуострова перенесены на 2023 год, уточнили в министерстве. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, в этом периоде финансирование программы предлагается увеличить до 150 млрд рублей.
Траты казны на развитие Калининградской области увеличиваются в том числе с уточнением оценки поступления доходов от ввозных таможенных пошлин, уплаченных резидентами ОЭЗ на территории региона, отметили в Минфине.
16 сентября правительство одобрило проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, сообщала ранее вице-премьер Татьяна Голикова.
«Известия» направили запросы в правительство Республики Крым и аппарат его главы Сергея Аксенова.
Без особых последствий
В условиях снижения доходов бюджета на фоне пандемии и стагнации мировой экономики приоритеты и срочность реализации многих проектов приходится пересматривать, отметил управляющий директор группы рейтингов органов власти рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.
Федеральный центр за последние несколько лет выделил существенные средства на развитие Крыма – в среднем гораздо больше, чем на другие регионы, напомнил он. Впрочем, ожидать резкого снижения темпов создания инфраструктуры на полуострове не стоит, полагает эксперт. Строительство федеральной трассы Таврида завершено, а достройку отдельных съездов или прилегающих участков вполне можно перенести, резюмировал Андрей Пискунов.
В условиях кризиса расходы так или иначе приходится оптимизировать, добавил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По сравнению с той же Калининградской областью полуостров действительно получил в среднем больше денег, согласился он. За неполные пять лет в Крыму сделано очень многое, поэтому сейчас темпы финансирования можно замедлить без особых последствий для качества жизни в регионе, уверен он.
Конечно, регион по сравнению с остальными субъектами в среднем намного более уязвим к экономическому кризису, поскольку почти целиком зависит от помощи из федерального бюджета, отметил Александр Дерюгин. Но альтернативы целевой программы финансирования из центра фактически нет. В любом случае, какими бы ни были суммы поддержки – их всегда будет недостаточно, резюмировал эксперт.
Расходы бюджета республики на 2020 год были запланированы на сумму в 216 млрд рублей. Доходы предполагались на уровне 210 млрд, причем 164 млрд из них – безвозмездные поступления (фактически поддержка из центра). Остальные 46 – налоги и сборы. По состоянию на начало сентября Крым самостоятельно заработал 28,2 млрд рублей – почти столько же, сколько годом ранее.
Расходы города федерального значения Севастополь на 2020 год утверждены в размере 79 млрд рублей. Доходы планировались на уровне 58 млрд, 42 из них – помощь из центра. Налоги и сборы Севастополя на 1 сентября – 10 млрд рублей, на 11 млрд меньше, чем в 2019 году.
Справка
Федеральная программа социально-экономического развития Крыма и Севастополя была утверждена в 2014 году – после возвращения полуострова в состав России. Ее общий бюджет до 2024 года составляет более 1,2 трлн рублей. С момента старта программы на нее было потрачено более 600 млрд рублей, следует из данных Минэка на 1 августа 2020-го. С 2015 по 2019 год было освоено 92% выделенных ресурсов.
Крупнейшие проекты в Крыму, профинансированные за счет федерального бюджета:
-
Транспортный переход через Керченский пролив протяженностью более 19 км – так называемый Крымский мост. Бюджет проекта – 227 млрд рублей.
-
Строительство трассы «Таврида» по маршруту Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь стоимостью 175 млрд рублей.
-
Создание ТЭС в Севастополе и Симферополе за 71 млрд рублей.
-
Строительство системы водоподачи в восточном Крыму за 26 млрд рублей.
-
Новый аэропорт в Симферополе стоимостью 23 млрд рублей.
-
Модернизация и расширение детского центра «Артек» за 21 млрд рублей.
Дмитрий Гринкевич Анна Ивушкина
Газета «Известия», 00:01, 21.09.2020