Воронеж. 25.05.2021 ABIREG.RU – Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в очередном заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере проведения капремонта, состоявшемся в Совете Федерации. По результатам совещания были сформулированы предложения, направленные на решение проблем в сфере капремонта, которые войдут в законопроект.
Главным вопросом обсуждения стали трудности, возникающие при организации и проведении капитального ремонта у собственников многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, и инициативы по их преодолению.
«Жилищным кодексом установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: на счету регионального оператора или же на специальном счету», – пояснил Сергей Лукин.
По данным Фонда ЖКХ, в 2020 году в России на счету регионального оператора фонд капитального ремонта формировали 84,6% многоквартирных домов (более 612 тысяч). А на специальных счетах – 13,5% (почти 98 тыс. многоквартирных домов). Незначительное количество домов формирует фонд на специальном счету регионального оператора. В Воронежской области со спецсчетами работают 927 из почти 9 тыс. домов, участвующих на сегодняшний день в программе капремонта, – немногим более 10%.
«В 2020 году наметилась тенденция увеличения количества многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах, – рост в целом по стране составил 5,5% по сравнению с 2019 годом. Эти цифры говорят о том, что увеличивается число собственников жилья, которые готовы взять на себя ответственность за состояние своего дома», – отметил сенатор.
Однако мониторинг региональной практики показывает нарастание проблем при организации и проведении капитального ремонта в домах, работающих со спецсчетами. Во многом они обусловлены пробелами в действующем законодательстве, где недостаточно детально прописаны нормы и правила проведения капремонта с использованием специальных счетов.
Члены рабочей группы обсудили достоинства и недостатки работы со специальными счетами, а также проанализировали правоприменительную практику и выдвинули предложения по корректировке действующих законодательных норм.
По мнению Сергея Лукина, одной из наиболее характерных проблем, отмеченных большинством субъектов Российской Федерации, можно назвать ситуацию, когда из средств спецсчета проводятся работы, не предусмотренные ни федеральным, ни региональным законодательством, – в большинстве случаев это текущий ремонт, не затрагивающий основные конструктивные элементы.
Парламентарий обратил внимание на необходимость четкого разграничения понятий «текущий» и «капитальный» ремонт, чтобы исключить возможность использования средства нецелевым образом. На заседании было высказано предложение определить эти понятия в рамках федерального закона, а не в разрозненных подзаконных актах. Кроме того, по мнению членов рабочей группы, целесообразно устанавливать ответственность владельцев специальных счетов и прописывать законодательно механизм возврата средств, использованных нецелевым образом.
Сергей Лукин выразил обеспокоенность наметившейся тенденцией перехода домов из категории спецсчетов к региональному оператору с нулевыми балансами, когда деньги истрачены, а запланированные региональной программой работы не произведены. Опасность этой ситуации заключается в том, что установленные региональной программой сроки требуют от регионального оператора провести капремонт такого дома за счет внутреннего заимствования. Члены рабочей группы выдвинули инициативу установить возможность переноса срока проведения капитального ремонта в таких домах.
Прозвучало также предложение ограничить возможность перехода домов, работающих со спецсчетами, к региональному оператору, определив в качестве условия наличие на специальном счету определенной суммы денежных средств, необходимых для планового проведения капитального ремонта.
Кроме того, участники дискуссии указали на отсутствие законодательно установленного четкого порядка организации и проведения капитального ремонта собственниками.
Острым вопросом, уточнил Сергей Лукин, остается низкое качество капремонта домов со спецсчетами, напрямую связанное с отсутствием контроля со стороны регионального оператора, номинальным отсутствием технического заказчика, а зачастую и с выбором недостаточно компетентной подрядной организации. В качестве возможной меры борьбы с этим явлением было предложено установить требование об обязательной проверке достоверности сметной стоимости работ и услуг для капремонта таких домов, а также привлекать к ремонту строительный контроль.
Проблемные вопросы капитального ремонта домов, формирующих фонд на счету регионального оператора, также находятся на контроле сенаторов.
По словам сенатора Сергея Лукина, на данный момент готовится законопроект, направленный на решение проблем в сфере капремонта. После доработки проект закона направят в Государственную думу как коллективный проект группы сенаторов Российской Федерации. Наиболее объемные поправки предполагается внести в Жилищный кодекс, также могут претерпеть точечные изменения Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Закон о государственной регистрации недвижимости и другие нормативные акты.
Напомним, в 2020 году по программе капремонта в Воронежской области отремонтировали 291 многоквартирный дом. На эти цели было израсходовано почти 800 млн рублей, а жилищные условия улучшились у 33,5 тыс. человек. В 2021 году планируется выполнить капитальный ремонт в 493 домах.