Воронеж. 01.11.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Российский сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат» в июле заработал в первом городе Черноземья – Воронеже. Еще три месяца назад у компании не было конкретных планов по запуску сервиса в соседних областях. Региональный директор по Санкт-Петербургу и Черноземному региону Дмитрий Костоломов в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал, в какие регионы Черноземья «Самокат» планирует зайти до конца года и поделился первыми результатами работы в Воронеже.
– «Самокат» работает в Воронеже уже три месяца. Можете подвести итоги работы сервиса в городе?
– Мы очень довольны запуском в Воронеже. На самом деле, очень рады, что все больше и больше горожан доверяют доставку продукции именно нам. На данный момент в городе 14 дарксторов и один хаб. Сейчас коллектив приблизительно 600 курьеров. Еще у нас много сборщиков и администраторов. На данный момент мы доставляем еженедельно приблизительно 16 тыс. заказов. Каждый месяц у нас идет рост 30-35%. Считаю, что это очень солидный рост. На данный момент у жителей Воронежа большей популярностью пользуются молочные продукты, вода, свежие овощи, замороженная продукция. Горожане отдают предпочтения товарам от местных производителей. Доля продуктов собственной торговой марки «Самокат» составляет приблизительно 15%, но она растет. Воронежцы привыкают к новому формату потребления. Раньше, если они заказывали впрок – первые заказы были 8-10 позиций, то сейчас они заказывают меньше позиций, но чаще. Дискретность покупки растет, они привыкают к сервису, что через 15-30 минут у них все будет. Они уже не накапливают товары дома, при этом любят свеженькое, что мы им и предоставляем.
– Можете обозначить сумму среднего чека?
– Могу только сказать, что у нас средний чек немного выше, чем в магазинах у дома. Это больше связано с тем, что людям не нужно все нести в руках, так как это сделают курьеры, поэтому просто могут позволить взять все необходимое.
– Расскажите, удалось ли вам найти партнеров в Воронеже среди местных производителей, которые были бы готовы выпускать продукты под маркой «Самоката»?
– Примеров таких пока нет. Мы активно ведем работу в этом направлении. Доля именно местных поставщиков, которые под своим брендом представлены, очень большая.
– Когда запускали сервис в Воронеже, сталкивались ли с какими-то трудностями?
– Могу ответить, основываясь на жизненном опыте. «Самокату» уже четыре года. Когда мы заходили в первые три города, были трудности. Сейчас же система отлажена. Есть общие стандарты, технологические процессы, цепочки, которые ускоряют запуск. Если на старте стартапа нам требовалось шесть месяцев на запуск, то сейчас мы сокращаем это время в 2-3 раза. У нас проблем нет уже, потому что все уже отлажено, четкая командная работа, все всё знают.
– Когда в июле «Самокат» начал работу в Воронеже, представители сервиса говорили, что компания пока не планировала расширяться в другие города Черноземья. Почему изменилась позиция?
– «Самокат» стремится к тому, чтобы любой человек мог получить необходимые товары с быстрой доставкой на дом. Это общая наша концепция, поэтому продолжаем работать над развитием географии присутствия нашего сервиса. Где мы уже открылись, мы стараемся уплотняться, открывать больше дарксторов и максимально расширять зону доставки. Параллельно мы ищем новые возможности для расширения географии.
– В какие города Черноземья планируете зайти в ближайшее время?
– До Нового года мы будем открываться в Липецке, Курске, Белгороде и Брянске. Это с точки зрения Черноземья. Конкретные даты пока не скажу, это будет большим сюрпризом. Но в двух города сервис заработает уже в ноябре.
– Какие у вас ожидания от этих городов? Города относительно Воронежа не большие, поэтому образ жизни людей немного отличается.
– Я вам отвечу так. Мы уверены, что услуга быстрой доставки всех необходимых продуктов и товаров востребована везде, где живут люди, кроме леса, хотя, может быть, тоже когда-нибудь и до этого дойдет. В первой половине года онлайн-ритейл «Самокат» начал работать в 18 городах, при этом это не только миллионники. Наша услуга оказалась востребованной везде – и в региональных центрах с меньшим населением. Мы уже запустились в Сибири, на Урале, в Центральном регионе в маленьких городах. Везде услуга востребована.
– В связи с таким расширением в нашем макрорегионе не планируете ли строить более крупные логистические, распределительные центры?
– «Самокат» не строит своих распределительных центров. В этом году точно не планируем. Следующий уровень после наших дарксторов – это хабы. Хаб вмещает 10-15 тыс. SKU. Это как супермаркет. Там хранятся товары из расширенного ассортимента «Самоката». При заказе они доставляются в ближайший даркстор, затем уже до дверей покупателя в удобное для него время.
– Есть ли у вас проблемы с поиском сотрудников, с курьерами? Если посмотреть даже по нашему городу, много курьеров других служб доставки.
– Традиционно с наступлением осени спрос на доставку всегда растет. Это любой город, это не только Воронеж, это и Санкт-Петербург. Россияне возвращаются с отпусков, с дач. Ну и, соответственно, холодает. В 2020 году мы уже заметили рост заказов, и заранее проанализировали рост потребности в курьерах. В прошлом году спрос на доставку вырос на 43%, к декабрю был пик, когда самые холода начались. Мы прогнозируем такие ситуации, заранее начинаем подбор персонала, трудности у нас в этом нет. Сейчас в Воронеже спрос на доставку в сентябре вырос на 30%, а в октябре еще на 33%. Мы не испытываем дефицита курьеров. Мы анализируем заранее пиковые нагрузки. Есть собственное ИТ-решение для этого. Наши аналитики помогают уже заранее просчитать любой праздник, любые локдауны, выходные и т.д.
Сейчас мы уже активно ищем директоров дарксторов и супервайзеров для новых городов. Здесь стоит немного сказать о нашей корпоративной культуре. В первую очередь, мы развиваем своих сотрудников. Многие бывшие курьеры из Санкт-Петербурга сейчас едут товароведами, директорами в Курск, Липецк. Местные сотрудники будут также расти до товароведов, директоров и дальше. Компания растет, а вместе с ней растут и сотрудники.
– К сожалению, у нас отношение к курьерам мягко сказать не всегда хорошее. Большая ли у вас текучка?
– Я еще раз вернусь к нашей корпоративной культуре. Мы внимательны не только к нашим клиентам, но и к нашим сотрудникам. Это единственные люди, которые видят наших клиентов. Это очень важно. Мы относимся к сотрудникам серьезно, стараемся обеспечить для них комфортные условия, начиная от обустройства быта внутри точки, заканчивая удобством формы. Как пример, нам удалось сделать настолько хорошие куртки, что сейчас даже в Петербурге, в Воронеже я видел нашу форму, но при этом курьеры подрабатывают у других фирм. Мы предоставляем реальные возможности карьерного роста. Любой курьер может стать супервайзером. Таких примеров много в Питере, и уже появляются в Воронеже. Поэтому у нас нет текучки кадров.
– Можете описать образ вашего курьера?
– В основном, это, конечно, студенты, но тоже зависит от регионов. У нас и до 50 лет сотрудники есть. Это те, кто хочет подработать и кого устраивают наши условия. Таких много, потому что условия мы предоставляем хорошие – это униформа, велосипеды. Возрастной категории у нас конкретно нет. В основном, это студенты, желающие подработать, которые у нас остаются и вырастают дальше. Мы – единственный сервис, где курьеры получают зарплату не за заказы, а за отработанные часы. Мы считаем, это наша ответственность – обеспечить их заказами, поэтому мы платим именно за время, которое нам уделили эти люди.
– С точки зрения экономики, это выгодно?
– Выгодно.
– Ваша бизнес-модель похожа на бизнес-модель обычных торговых сетей?
– У нас абсолютно такая же система, как и у любой оффлайн-сети, того же «Магнита» или «Пятерочки», т.е. просто перераспределяются расходы. Мы не тратим большие суммы на аренду просторных помещений, охранников, кассиров, но это уходит на зарплату тем же курьерам, сборщикам и т.д.
– Повышаете ли со временем цены на продукты?
– Если вы заказываете у нас стандартный пакет, знаете, что он не подрос. Конечно, есть какие-то производители, которые повысили свои отпускные цены, соответственно, мы чуть-чуть тоже повысили. Так у нас роста особого нет, мы не стараемся на этом заработать.
– Кого вы считаете своими конкурентами?
– В онлайне у нас нет конкурентов. Мы на самом деле конкурируем только с оффлайном. Мы потихонечку уже у них забираем часть и будем забирать.
– Как считаете, на рынке быстрой доставки продуктов будут появляться новые игроки?
– Рынок очень вместительный. Мы ожидаем выходы новых игроков. Я могу сказать только «добро пожаловать».