Воронеж. 17.07.2023. ABIREG.RU – Репортаж – Обвиняемый в обмане кандидатов в депутаты на выборах 2020 года Юрий Бавыкин снова выступил в Коминтерновском райсуде Воронежа с показаниями. На этот раз речь шла о депутате областной думы Андрее Прытыкине, который просил признать себя по этому уголовному делу потерпевшим. Но прежде чем господин Бавыкин дал свои показания, суд допросил педагога-организатора Центра творчества детей и юношества Алену Степанову.
Свидетель № 1
Госпожа Степанова на выборах в 2020 году являлась председателем УИК № 4026, который располагался в Подгорном, в школе № 46. Для нее это были вторые выборы, в перерывах между ними она работала в управе Коминтерновского района консультантом отдела по работе с молодежью, ее непосредственным начальником являлась также обвиняемая по делу о мошенничестве на выборах Светлана Васькова.
Свидетель рассказала, как во время выборов и перед ними составлялись общие списки избирателей и списки тех, кто хотел проголосовать на дому. «В общем порядке в ТИКе, когда там по графику приезжали все комиссии и получали свои списки. Надомное голосование было организовано по списку, который в период выборов был составлен по заявкам звонивших, были составлены заявления. Мы к ним и ходили», – сообщила Алена Степанова.
Она также пояснила суду, что точно не помнит, сколько за эти дни было проголосовавших на выборах. «Знаете, я не помню. Мы обошли всех, но не всех застали дома. Мне кажется, что было человек 100. Я тогда только родила, в управе даже не появлялась. Мне не до выборов было, если честно, я еле-еле отсидела эти три дня. <...> Для меня эти выборы вообще как в тумане», – рассказала свидетель.
Адвокат господина Бавыкина Андрей Рябых также задал свидетелю вопрос о том, что было на совещании в кабинете у Светланы Васьковой, где присутствовали председатель УИКа, от которого баллотировался депутат Дмитрий Крутских. Ответ последовал простой: «Я не помню такого совещания, если честно. Я очень редко заходила туда, у меня один месяц ребенку был... Какие совещания?»
Интересно, что с самим Дмитрием Крутских госпожа Степанова уже до выборов была знакома какое-то время. Она занималась организацией праздников для депутата примерно с 2018 года.
Также свидетель рассказала суду о нарушениях во время выборов. «Их не было зафиксировано. Единственное, что один из наблюдателей от «Новых людей» написал жалобу. Она была несущественная. Он поссорился с одним из людей из нашей комиссии. Кандидат от КПРФ также написал жалобу, но уже не в наш УИК, а в ТИК. О чем была жалоба, я не помню. <...> Но глава ТИКа Юлия Тищенко мне говорила, что он был недоволен результатами выборов», – пояснила она.
Что же касается суммы, которую Алена Степанова получила по результатам выборов, то она ее не помнит. При этом часть денег она получила на карту, а еще часть – наличными деньгами. Деньги она получала сразу за весь УИК.
Адвокат госпожи Васьковой Дмитрий Чеботарев также решил задать уточняющий вопрос свидетелю. Он попросил дать оценку Светлане Васьковой как руководителю и как человеку. «Я могу положительно ее охарактеризовать. Она очень адекватный руководитель и грамотный специалист. При Юрии Николаевиче [Бавыкине] и Светлане Юрьевне у меня появился служебный рост, меня заметили», – чистосердечно рассказала госпожа Степанова.
«Не надо меня пытать»
Далее место за трибуной занял Юрий Бавыкин. Он решил дать показания по эпизоду, который касается депутата областной думы Андрея Прытыкина. Свое выступление обвиняемый начал с того, что обозначил основные регалии господина Прытыкина, а также рассказал, какие благотворительные мероприятия он организовывал в 2020 году. «У жителей района к Андрею Прытыкину отношение хорошее. Он помогал материально многодетным семьям, [обеспечивал] продовольственными пайками социально незащищенные слои Коминтерновского района. Пенсионерам больше всего помогал. Также в судебном заседании он заявил о том, что на выборы 2020 года перечислил 2 млн рублей в счет партии «Единая Россия» на благотворительность. И официально это подтвердил», – сообщил господин Бавыкин.
Господин Бавыкин напомнил, что Андрей Прытыкин уже выступал в суде с показаниями о том, что никакие 250 тыс. рублей он не передавал за победу на выборах, а с Юрием Бавыкиным о деньгах и помощи не говорил. Также он не писал заявление на господина Бавыкина, как другие депутаты. При этом слова депутата расходятся с показаниями его помощницы Натальи Бубновой. Она ранее в суде уже рассказывала, что передавала Светлане Васьковой конверт от Прытыкина, который он отдал ей молча. Женщина якобы не знала, что внутри. Версия ее босса категорически отличается. Он продолжает настаивать на том, что даже не знал о договоренностях женщин, Бубнова не ставила его в известность о «схеме», конверт с деньгами он не давал. Андрей Прытыкин подчеркивал, что работа по выборным процессам была полностью на его помощнице.
«Противоправная деятельность помощника депутата Андрея Прытыкина – Натальи Бубновой – была известна сотрудникам УФСБ по Воронежской области изначально. Еще в августе 2020 года. Есть ряд аудиозаписей разговоров между Бубновой и Васьковой. Представленные аудиофайлы опровергают версию следствия о якобы согласованной с Бавыкиным возможности, которую могло обеспечить его служебное положение, – за денежную сумму обеспечить Прытыкину в ходе предвыборной кампании не менее 55% голосов. Считаю это обвинение абсурдным и не имеющим подтверждения», – рассказал господин Бавыкин.
Далее обвиняемый решил дать анализ того, как, где и почему в ТИКах деньги выдавались наличными, а где – высылались на карты. Однако судья Юлия Воищева прервала затянувшийся монолог обвиняемого: «Подождите, в таком ключе показания не дают. Вы даете уже анализ доказательств, а это делается в прениях. Мы слушаем сейчас только показания относительно того эпизода, о котором вы сказали», – поставила на место господина Бавыкина судья.
«Без оценки доказательств говорю, что денежные средства, выдаваемые ТИК Коминтерновского района лицам, тем, которые не были освобождены от основной работы по приказу руководителей, являются незаконными. Это говорит о финансовой зависимости членов УИКа госпожи Тищенко. К сведению, на часто задаваемый вопрос гособвинителем в суде о том, были ли у них на избирательном участке нарушения. Контрольно-счетная палата Воронежа провела проверку выделенных бюджетных средств, использованных на выборах в 2020 году. Она выявила нарушения в избирательной комиссии на общую сумму в 66,7 млн рублей. В результате комиссия была расформирована, а ее руководитель был выгнан с позором», – заявил обвиняемый.
После выступления судья спросила господина Бавыкина о том, общался ли он с Андреем Прытыкиным вне стен управы района, на что получила: «Никогда». «Я не очень общительный человек с депутатами и городской, и областной думы. По одной простой причине. Те вопросы, которые они частично задавали на совещаниях, они с больной головы всегда перекладывали на здоровую с целью, чтобы я за них что-то делал», – пояснил Юрий Бавыкин.
Дальше начался интересный разговор между судьей и свидетелем. Юлия Воищева подметила, что господин Бавыкин всё-таки общался с депутатами вне управы на различного рода мероприятиях, которые организовывала управа, и общался с господином Прытыкиным. Обвиняемый внезапно начал очень экспрессивно отрицать факт общения. «Я имел возможность общаться, но не делал этого. У нас был субботник, который проводился в Северном лесу. Он туда приезжал. Это был один единственный раз, и я с ним не общался. Я просто сказал ему большое спасибо за проведение субботника. Больше я с ним не общался нигде и никак», – резко заявил обвиняемый.
Далее судья спросила у господина Бавыкина, с легкостью ли, уверенно ли, по его мнению, выиграл выборы Андрей Прытыкин. На что судья услышала: «Это у него надо спросить».
Также выяснилось, что у обвиняемого не было номера телефона депутата до тех пор, как тот не выиграл выборы. Тогда Бавыкин позвонил ему, чтобы поздравить с прохождением в областную думу. Также он добавил, что поздравил не только господина Прытыкина, но и всех других победителей. На это прозвучал резонный вопрос от судьи: «А зачем появилась необходимость звонить именно Прытыкину?» После этого разыгрался интересный диалог.
Бавыкин: «Ко мне обратилась Светлана Васькова, мол, нужно позвонить Прытыкину (здесь была затянувшаяся пауза – прим. ред.). Я и позвонил».
Воищева: «А в связи с чем появилась необходимость?»
Бавыкин: «А вы Светлану Юрьевну спросите».
Воищева: «Погодите, но вы позвонили, чтобы что?»
Бавыкин: «Я позвонил, поздравил».
Воищева: «А была у вас в разговоре фраза, что нужно с людьми рассчитаться?»
Бавыкин: «Это с Васьковой, это не со мной. Если посмотреть фонограмму, когда я разговаривал с ним 12-го числа, когда он пришел ко мне в кабинет. Я тогда сказал такую фразу: «Не надо мне ничего предлагать».
Воищева: «Давайте вернемся к телефонному разговору. О чем вы говорите, когда сообщаете, что нужно рассчитаться?»
Бавыкин: «Это я как раз привел пример к фонограмме, которая была 15-го числа, где разговор состоялся Светланы Юрьевны и Натальи Бубновой. Тогда госпожа Бубнова открытым текстом сказала о том, что они рассчитались. Но не со мной, сразу говорю».
Воищева: «А почему вы решили лично вмешаться в какие-то расчеты, если к вам лично это никакого отношения не имело? Это тот уровень руководителя управы, который должен решать эти вопросы?»
Бавыкин: «Вы знаете, мне звонили все, даже жители. Я никогда не считал зазорным разговаривать с дворником, уборщицей. Я позвонил Прытыкину, потому что Васькова попросила».
Воищева: «Так вы мне так и не ответили, с кем же Андрей Прытыкин должен был рассчитаться? С председателями УИКа?»
Бавыкин: «Я этого не говорил. Ваша честь, не надо меня пытать! Я считаю, что я на всё ответил».