Когда предприниматель обращается в дизайн-агентство для разработки сайта, упаковки, этикеток, рекламной продукции и т. д., он ждет, что группа профессионалов решит задачу комплексно и в срок. Однако нередко он в результате получает продукт, который несет потенциальные финансовые проблемы для бизнесмена-заказчика. Причина – нежелание или неумение правильным образом оформлять права интеллектуальной собственности на используемые изображения.
Штраф, откуда не ждали
Ситуация стандартная: у предпринимателей не всегда есть необходимое количество иллюстративного материала. Но, покупая услугу у профессионалов, они отдают подбор картинок на откуп дизайнера (агентства). Логично, что специалисты знают, где раздобыть фото и как потом передать права на их использование заказчику. Однако нередки случаи, когда дизайнеры просто ищут картинки в интернете, обычно на стоках. Предприниматель согласовывает работу и довольный идет печатать этикетки, наклейки и т.д. И… «попадает» на штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей.
Как так вышло? Всё очень просто: автор фотографии/иллюстрации видит свою работу на коммерческой продукции и предъявляет предпринимателю претензию. Как результат – бизнесмен вынужден платить солидную компенсацию.
Кому и за что нужно платить?
Изображения, которые мы видим в интернете, и на стоках в том числе, созданы авторами. Закон защищает их авторское право, не позволяя использовать плоды их интеллектуального труда без их разрешения. Поэтому даже на первый взгляд бесплатные картинки кому-то принадлежат.
Вопреки всеобщему убеждению, сайты со стоковыми изображениями не позволяют перепродавать их или передавать права на них. В их лицензиях на использование изображение есть запрет на сублицензирование. Это означает, что дизайнер может официально купить изображение на стоке, но не может передать права на него заказчику. Заказчик в таком случае получает продукт с изображением, за использование которого отвечает перед законом, так как прав на использование у него нет.
Прецедентов не было
Недавно общалась с одним крупным бренд-агентством, дизайнеры которого ищут фотографии для фуд-зоны на стоке (фуд-зона – та самая красивая часть этикетки, глядя на которую сразу хочется купить продукт). Уточнила у них, как передают права заказчику. Ответ обескуражил: «Мы же выкупаем их, в договоре у нас прописано, что передаем права, значит, всё передаем». Занавес. И это столичное агентство.
В питерском агентстве на мой вопрос о передаче заказчику прав ответили, что ничего не передают и «пока прецедентов не было».
Хотите стать первым прецедентом в таком агентстве? Я – нет. Считаю, что бизнес не должен играть в лотерею.
Что делать?
Заказчик должен полностью контролировать, какие материалы использует дизайнер в своей работе, даже если речь идет о сотрудничестве с агентством, в договоре с которым прописан пункт о передаче заказчику исключительных прав. Важно выяснить, в какой момент и каким образом эти права появляются у непосредственного пользователя конечным продуктом.
Если в вашем макете упаковки, сайта или другого дизайн-макета есть материалы со стоков, то на вашу организацию должна быть оформлена и покупка изображений. Именно это и даст права на их дальнейшее беспроблемное использование.
И не стоит забывать, что самым лучшим вариантом остается наличие собственных фотоматериалов. Но и в этом случае надо помнить о том, что перед работой с фотографом необходимо заключить договор о передаче вам всех исключительных прав на фотографии.
Справка об авторе
Елена Крохмаль – бренд-дизайнер, разрабатывает дизайн на основе кабинетного качественного исследования. Консультирует на тему «Правовые основы дизайна: как избежать рисков и не попасть на штраф при работе с графическим дизайном». Рассказывает о том, как предпринимателям сэкономить на графическом дизайне. Трехкратный победитель всероссийского конкурса «Фабрика дизайна 2.0» (2023 год). Двукратный победитель регионального конкурса брендинга и дизайна BIZ&DIZ (2023). Победитель регионального конкурса Behance Portfolio Review Voronezh (2022). Победитель регионального конкурса брендинга и дизайна BIZ&DIZ (2024).