Белгород. 28.07.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Ограничение поставок сыра и молочных продуктов из-за границы по задумке правительства должно было подтолкнуть отрасль к развитию собственного продукта, как это получилось с мясом и теперь удачно складывается с овощами закрытого грунта. С сыром все оказалось сложнее: рекордных прорывов в валовом надое молока нет, да и производители не стремятся заняться переработкой. Белгородские молочники и банкиры объяснили это дорогими и длинными инвестициями, а также переменчивостью в экономике.
Программы импортозамещения, в частности продуктов, в России действуют с момента введения контрсанкций. Белгородские производители овощей и фруктов быстро сориентировались в ситуации и стали уверенно наращивать объемы, строить теплицы, разбивать сады. С производителями молока и его переработчиками пока все не так успешно, хотя в небольших хозяйствах Белгородской области молочное животноводство стараются раскрутить уже не один год.
ЗАО «Бобравское» (Ракитянский район Белгородской области) – одно из успешных хозяйств Белгородской области, которое имеет поголовье около 1,5 тыс.коров и стабильно наращивает производство. Так, за первое полугодие 2016 года хозяйство увеличило надои на 2% (около 5 тыс. т), а выручку от продажи молока – на 3,2%, превысив отметку в 91 млн рублей. При этом дотации на поддержку молочного животноводства в данном хозяйстве в этом году увеличились на 19%.
Все же, как отметил совладелец и руководитель «Бобравского» Петр Мирошин, они по-прежнему сдают сырое молоко. «С таким объемом молока – а мы производим около 29 тонн – входить в чужой рынок переработки и выпускать сыры, масло, йогурты очень сложно. Плюс это очень большие затраты», – отметил господин Мирошин.
Причем речь идет не только о небольших хозяйствах, для которых молокоперерабатывающее производство будет стоить огромных инвестиций. Белгородские гиганты агропромышленного комплекса также опробовали молочное направление. Непрофильные для основного бизнеса подразделения имеют и два крупных агрохолдинга – ГК «Агро-Белогорье» и «БЭЗРК-Белгранкорм». Причем, например, валовой надой Грайворонской молочной компании (ГК «Агро-Белогорье») за полугодие составил без малого 10 тыс.тонн молока. Основные поставки молока приходятся на заводы Группы компаний Danone. О строительстве собственных мощностей по переработке речи не идет, и похожая ситуация в «Белгранкорме», хотя оба холдинга регулярно вкладывают средства в крупные (в том числе непрофильные для себя) проекты.
Алексей Киселев руководит филиалом «Россельхозбанка» в Белгородской области, который работает в основном с аграриями. При этом, по словам господина Киселева, молочное животноводство для банка является одним из стратегических направлений. Он попытался проанализировать ситуацию и выяснить, сколько средств нужно вложить в производство и сколько надо получать молока, чтобы не только потреблять его, но и перерабатывать, производить качественные сыры, а не сырный продукт, заполнивший полки магазинов. «Производство сыров напрямую зависит от выпуска молока, а резкого увеличения валовых надоев мы не наблюдаем, да и массового открытия новых ферм тоже нет, хотя около половины всего произведенного в России молока дают именно личные хозяйства», – отмечает Алексей Киселев.
По подсчетам господина Киселева, для создания высокотехнологичной молочной фермы на 1 корово-место необходимо потратить 700-800 тыс. рублей. Для малого бизнеса можно ограничиться 400 тыс. рублей. Только затраты на коров могут обойтись в 100-150 тыс. рублей; плюс к этому – фермы, тракторы, корма, оборудование для охлаждения молока и прочие затраты. Чтобы содержать около 1 тыс. голов дойного стада, надо держать еще около 1,5 тыс. гектаров земли. В итоге суммы инвестиций измеряются сотнями миллионов рублей. К тому же это длинные инвестиции.
«Чтобы испытать успех от высвободившейся ниши производства сыров, мы должны были два года назад начать это делать, в таком случае мы бы получили молочный всплеск в 2017 году. За 2015 год не произошло серьезного роста поголовья скота. Не думаю, что это случится и в этом году», – считает руководитель белгородского «Россельхозбанка».
Он подметил, что некоторые производители ждут более благоприятных экономических условий, так как ставки по кредитам все еще высокие.
«Даже при наличии спроса на этот вид продукции наши клиенты только по желанию не могут обеспечить запуск такого производства. У нас есть клиенты с открытыми лимитами, которые не могут несколько сотен коров приобрести», – отметил господин Киселев. Он уточнил, что в некоторых случаях это связано и с тем, что в России плохо развито племенное скотоводство, поэтому коров приходится завозить из-за границы.
«Почему так дорого получается? Наши предприниматели сейчас за короткий срок должны мобилизовать производство и инвестировать огромные деньги в создание производства. Если фермы в Новой Зеландии, Южной Америке создавались долгое время, велась племенная работа, в нашей стране на это тоже потребуется время», – подчеркнул Алексей Киселев.
Нынешняя внешнеэкономическая и политическая обстановка не дает сельхозпроизводителям уверенности в том, что через год или два ситуация не изменится. «Аграриям сейчас сложнее всего. Они находятся в положении наибольшей неопределенности. Именно эта неопределенность их и пугает, потому что могут резко открыть импорт и экономическая модель сразу поменяется. К тому же мы должны понимать, что во всех развитых странах молочное животноводство имеет большую господдержку. У нас поддержка есть, но она не настолько системная и не такая масштабная, и возможности бюджета сейчас ограничены», – подытожил господин Киселев.
Анализ этой ситуации дает понять, что импортозамещение в этом направлении пока терпит неудачу, а значит, и качественные продукты собственного производства в ближайшее время не заполнят высвободившуюся нишу.