Воронеж. 06.08.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Ожидается, что воронежская особая экономическая зона (ОЭЗ) «Центр» примет новых резидентов уже к концу этого года. И пока областные власти озабочены поиском и привлечением резидентов, на базе самой ОЭЗ формируется компактный, но капиталоемкий рынок, игроками которого станут компании B2B, оказывающие услуги по временному размещению сотрудников и делегаций, корпоративному питанию, логистике и др. В помощь потенциальным резидентам и властям «Абирег» решил выяснить, какому МСБ есть место в сердце ОЭЗ.
С первого дня работы резидентам ОЭЗ придется озаботиться рядом насущных вопросов. Их набор уже неплохо изучен в Воронеже на этапе создания индустриальных парков. Лет шесть назад весь цвет индустриальных парков региона и даже нынешний глава департамента Александр Десятириков обозначали эти направления примерно в следующем виде. Во-первых, общепит – организация питания сотрудников резидентов. Во-вторых, транспортные услуги. В-третьих, благоустройство территории – взаимодействие с управляющими компаниями и/или резидентами по уходу за прилегающей территорией. В-четвертых, работа в смежных отраслях с якорными резидентами, поставка комплектующих или создание других форм производственной цепочки. В ОЭЗ «Центр» под полезные проекты МСБ отведен даже специальный корпус.
Опыт липецких соседей, почти на полтора десятка лет опережающий воронежский, подтверждает высокий спрос на услуги МСБ. Советник генерального директора ОЭЗ ППТ «Липецк» по стратегическому развитию Иван Кошелев, возглавлявший ОЭЗ на протяжении семи лет, выстраивает эти направления в следующем порядке: услуги ВЭД, в том числе «растаможка», логистика, инженерная инфраструктура, медицина, гостиничные услуги, спортзалы, корпоративное питание и др.
Директор частного индустриального парка «Перспектива» Виктор Енин подчеркивает, что его индустриальный парк изначально был спроектирован для малого и среднего бизнеса: «Как мы понимаем, потребности у крупного международного предприятия в ОЭЗ с сотнями сотрудников отличаются от потребностей предпринимателя, относящегося к малому бизнесу». Ряд услуг в парке представляет непосредственно управляющая компания, например, доставку персонала. В список услуг, которые управляющая компания может оказывать собственными силами, также входят обслуживание дорожной сети парка, благоустройство территории, организация питания.
В «Перспективе» обращают внимание, что у них нет каких-либо обязательных, навязанных услуг: «При желании резидент может обратиться к нам или найти подрядчика самостоятельно, – комментирует господин Енин. – Но если обращаются к нам, то мы обязательно находим подходящее решение – своими силами или на аутсорсинге».
«Давайте представим предпринимателя, который решил открыть новое производство, – отвечает собеседник Агентства на вопрос о порядке возникновения потребностей резидентов. – Для этого ему нужен земельный участок подходящего размера и формы, промышленного назначения, с готовой инженерной инфраструктурой, с определенными лимитами на энергоносители, с телефоном и Интернетом. Всё это он получает, как только покупает участок. Далее ему нужно построить здание – на этом этапе мы готовы оказать ему содействие в получении разрешения на строительство, подключении к сетям, получении всех необходимых согласований. К слову, мы можем построить ему здание по схеме build-to-suit под его запросы или даже предложить готовое здание. Таким образом, мы готовы снять все непрофильные риски, сэкономить ему и время, и деньги, дать возможность сконцентрироваться на собственном бизнесе, на том, что он знает и умеет делать. Отдельным направлением мы видим предоставление услуг в сфере экологии и природоохранных мероприятий. Не секрет, что зачастую предприниматели узнают о том, что они нарушили экологическое законодательство, уже после получения серьезных штрафов. Согласно действующим законам, мероприятия по охране окружающей среды должны быть предусмотрены еще на этапе получения разрешения на строительство. Однако практика показывает, что далеко не все представители малого бизнеса знают об этом. Экологическое законодательство противоречиво и постоянно меняется, уследить за ним довольно сложно, поэтому услуга по экологическому сопровождению деятельности предприятий становится всё более актуальной».
Иван Кошелев подчеркивает, что ведущая роль в создании успешной ОЭЗ принадлежит общему фону работы с инвесторами: «В зависимости от того, какой он, уважительный и проактивный или пренебрежительный, резидент, в принципе, пойдет или не пойдет в данный регион. Например, один из американских резидентов ОЭЗ «Липецк» изначально рассматривал для размещения аналогичную волгоградскую площадку. Но, столкнувшись с зашкаливающим местным снобизмом, в итоге пришел к нам».
Таким образом, пока компании, готовые обеспечить особый экономический сервис резидентам ОЭЗ «Центр», точат мечи перед битвой за клиентов, сама ОЭЗ сдает первый экзамен на профпригодность в борьбе за инвестиции. И даже на маленьком черноземном пятачке ей есть с кем побороться.