Воронеж. 13.11.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Несмотря на то, что приезд ревизора еще со школьной скамьи многие считают «пренеприятным известием», мудрые чиновники воспринимают визиты представителей контрольно-счетной палаты как помощь и дополнительную возможность оценить результаты работы своей команды. Только за 2018 год сотрудники городской КСП выявили нарушений в расходовании городского бюджета и использовании имущества на миллиард рублей плюс на 2,2 млрд выявлено недостатков и нарушений при муниципальных закупках. В правоохранительные и надзорные органы Палатой направлено более 120 материалов, внесено почти 170 представлений и предписаний. Едва ли те, кто виновны в нарушениях и понесли за это наказание, искренне благодарны ревизорам, зато польза для города от работы Палаты очевидна – в денежном эквиваленте нарушений устранено почти на 3 млрд рублей, еще больше нарушений предотвращено. «Абирег» побеседовал с главой воронежских ревизоров Еленой Литвинчук об эффективности расходования бюджета, философии нарушителей, межбюджетных отношениях и «крестном отце».
– Елена Станиславовна, в конце октября мы писали, что в районных комбинатах благоустройств выявлены многочисленные нарушения. Какой ущерб был нанесен бюджету?
– Да, эта проверка активно обсуждалась в СМИ. В шести комбинатах благоустройства выявлено нарушений и недостатков на общую сумму 131 млн рублей. Я уже говорила, что не вся эта сумма – ущерб. Основные нарушения связаны с неправильным учетом основных средств и материальных запасов или с отсутствием учета как такового. Например, неправильное заполнение путевых листов, внесение в них заведомо ложных данных привело к тому, что ГСМ и запасные части расходовались зачастую бесконтрольно, топливо списывалось необоснованно. Допущены нарушения и при заключении договоров на ремонт и техобслуживание техники, а некоторые договоры вызвали сомнения в их целесообразности и фактическом выполнении. Но нужно не только выявить нарушения – гораздо важнее их устранить. И в данном случае работа проделана очень заметная. Наш мэр взял устранение нарушений под личный контроль, и в кратчайшие сроки техника была отремонтирована, укомплектована и подготовлена к зиме. О выпуске нормативных правовых документов, организационных вопросах, наказании виновных говорить не буду – этой теме было посвящено совместное заседание постоянных комиссий городской Думы.
– Какие материалы отправлены в 2018-2019 для возбуждения уголовных дел?
– За 2018-й и девять месяцев 2019 года в правоохранительные и надзорные органы направлено более 120 материалов, включая информацию, предоставленную по запросам данных органов. Два уголовных дела возбуждено органами полиции в отношении руководителя подрядной организации по ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество» по материалам проверки использования средств, выделенных двум школам. Еще одно уголовное дело по ч. 1 этой же статьи возбуждено по материалам проверки одного из дошкольных учреждений. Остальные материалы КСП приобщены к другим делам, как уголовным, так и административным.
– Как продвигается исполнение инвестиционного соглашения с «РВК-Воронеж»? И, если посмотреть в динамике, чем концессия вообще помогла МУПу и городу?
– Проверка исполнения концессионного соглашения «РВК-Воронеж» запланирована на конец ноября. Напомню, что по результатам нашей предыдущей проверки инвестпрограмма была увеличена на полмиллиарда рублей. За 2012-2018 годы вложения РВК в городскую инфраструктуру, согласно отчетным данным, составили 2,5 млрд рублей.
– Чем помогла концессия?
– Во-первых, мы забыли, что такое подача воды по графику. Во-вторых, предполагаются серьезные вложения в инфраструктуру города (новая инвестпрограмма – это уже 4 млрд рублей, из них более 3,4 млрд рублей – на модернизацию объектов водоотведения). А как она будет исполнена в итоге, поговорим после проверки.
– В преддверии зимних холодов актуален вопрос о передаче котельных и сетей, ранее обслуживаемых ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж», «Воронежтеплосети».
– В этом году истек срок аренды котельных, которые с 2014 года эксплуатировало ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж». При приемке котельных «Теплосетью» выявлена недостача оборудования, что повлекло дополнительные затраты предприятия в сумме порядка 600 тыс. рублей, чтобы не допустить срыва отопительного сезона. Арендатором, помимо этого, было демонтировано оборудование, установленное в ходе эксплуатации и модернизации котельных: теплообменники, узлы учета, различные датчики и др. По предварительной оценке «Теплосети», на восстановление данного оборудования может потребоваться еще около 4,5 млн руб. Кроме того, проведенные нами выборочные обследования котельных показали, что ни текущий, ни капитальный ремонт зданий и помещений, в которых они расположены, арендатором не проводился, что также повлечет дополнительные расходы МКП. Администрация города по этим фактам обратилась в правоохранительные органы.
– Какие основные направления и предприятия сейчас эксплуатируют городской бюджет? И видите ли вы перспективу по снижению неэффективной нагрузки?
– «Эксплуатируют» – очень громкое слово. 70% расходов бюджета – это чисто социальные расходы, плюс строительство и ремонт дорог, коммунальных объектов и т.д. Хотя, конечно, есть расходы на МКП «Воронежтеплосеть». Думаю, именно это предприятие вы и имеете в виду. В 2016 году оно не выполнило обязательства по кредитному договору и задолженность была погашена за счет городского бюджета по муниципальной гарантии. В порядке регрессных требований с «Воронежтеплосетью» заключено соглашение о выплате возмещения в бюджет по графику до 2026 года. На сегодняшний день непогашенный остаток долга составляет 979 млн рублей. Из-за передачи имущества в концессию вопрос погашения долга остается открытым. Плюс ежегодно в порядке субсидиарной ответственности по исполнительным листам за счет бюджета оплачивается задолженность предприятия перед ресурсовиками. Поэтому концессия городу нужна. Но концессия выгодная.
– Есть ли предприятия, которые вы рекомендовали бы ликвидировать за неэффективностью?
– Такие предприятия есть. Процедура ликвидации МУП «ЖКХ Шилово» длится пять лет, МУП «Донской водозабор» – в ликвидации с 2011 года, «Муниципальное казенное ремонтно-техническое предприятие» – три года, МУП «ОКС Железнодорожного района» не осуществляет деятельность в течение девяти лет. Сроки ликвидации предприятий затянуты из-за отсутствия имущества для погашения требований кредиторов. Общая кредиторская задолженность составляет порядка 76 млн рублей, и эта цифра ежегодно растет.
– Закончена ли проверка городских парковок?
– Эту проверку мы как раз завершаем. Я не могу озвучить цифры до подписания акта, но с уверенностью могу донести мнение о городских парковках воронежцев, которые прошли опрос на нашем сайте. Такого «аншлага» у нас не было с момента его создания. За неделю с небольшим зарегистрировано 63 тыс. просмотров, анкеты заполнили более 14 тыс. горожан. Мы опасались, что ответы будут в стиле «Нужна ли в России полиция?» – «Нет, не нужна». Но я, можно сказать, горжусь городом, потому что неравнодушные люди внесли действительно конструктивные предложения.
Конечно, «работа» парковок в существующем формате неэффективна и не устраивает большинство воронежцев. Это подтверждают и предварительные результаты опроса. Около 8 тыс. человек отметили недостаточность бесплатных паковочных мест около социальных объектов, уборка в зимнее время не устраивает 2,4 тыс. человек. Но очевидно и то, что платные парковки нужны, они заметно разгрузили центр, особенно в начале работы, когда водители опасались штрафов. Многие респонденты пишут, что парковки должны быть муниципальными. И уж если водитель оплатил абонемент, то он должен быть уверен, что сможет припарковать свою машину, а не будет вынужден, нарушая правила, мигать «аварийкой» во втором ряду перед машинами, сутками стоящими бесплатно и безнаказанно.
– Были ли ситуации, когда вы понимали, что выявленные нарушения – не столько вина чиновника, сколько его выход из определенных сложных обстоятельств или обход бюрократических барьеров?
– Да, такие примеры есть. Из недавних проверок – это дополнительные расходы бюджета города на исполнение переданных госполномочий. По закону финансовое обеспечение городских полномочий по опеке и попечительству и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних должно осуществляться за счет субвенций из областного бюджета. Однако этих средств недостаточно даже на оплату труда людей, которые занимаются этой работой. Поэтому недостающие расходы ежегодно компенсируются за счет городского бюджета. Только в 2018 году эти расходы составили порядка 6 млн рублей. Мы рекомендовали администрации обратиться в правительство за уточнением расчетов и увеличением финансирования либо, согласно Уставу города, разработать положение, позволяющее софинансировать такие расходы законно. Тем более много примеров из других городов, где этот вопрос урегулирован. Например, Нижний Новгород, Калининград, Магнитогорск, Челябинск, Тула, Иваново и другие.
– Насколько часто ошибка совершается по незнанию, а не по умыслу?
– Был в той или иной ситуации умысел или нет, выявляют правоохранительные органы, а устанавливает суд. А вот глупые ляпы и непрофессионализм встречаются часто. Велико количество нарушений законодательства о контрактной системе. Согласитесь, вряд ли кто-то умышленно с опозданием размещает на сайте необходимые документы и подставляется под штрафы, сопоставимые с зарплатой. Недавно, по итогам нашей проверки, УФАС за несвоевременное размещение на сайте конкурсной документации оштрафовала на 20 тыс. рублей конкурсных управляющих в двух школах. Вряд ли это умысел.
– Как вы поступаете и что чувствуете в таких ситуациях?
– Что я чувствую? Мне искренне жаль этих людей, но они знают круг своих обязанностей, получают за это пусть небольшую, но доплату. Переходный период, когда мы ограничивались предупреждениями, давно прошел. 44-й федеральный закон «О контрактной системе...» действует уже шестой год.
– Предусмотрены ли в работе КСП внеплановые проверки? По каким параметрам они проводятся?
– Внеплановые проверки бывают. Решение об их проведении принимается коллегией. Но основополагающим документом все же является годовой план, который формируется на основании Положения о КСП и который мы обязаны исполнить и отчитаться перед депутатами. План очень напряженный и выделить людей на внеплановую проверку получается не всегда. Но поручения городской Думы и запросы главы города, оформленные соответствующими решениями и актами, обязательно включаются в план работы.
– Проводите ли проверки по заявительному принципу?
– Нет. Палата «по заказу» не работает, если вы об этом.
– В этом году особенно много внимания было привлечено к переделу рынка школьного питания. Как за этим следит КСП и насколько все стабильно, исходя из данных проверок?
– Школьное питание мы контролируем ежегодно. Если раньше услуги воронежским школам оказывали три местных поставщика, теперь на этом рынке в рамках конкурентной борьбы появились новые игроки – ульяновская и подольская компании с большим опытом в сфере общественного питания.
Основное, чего ждет от них город, это выход за рамки только услуг по организации питания в столовых и буфетах. В соответствии с муниципальным проектом, в школах постепенно внедряется «Карта школьника», на которую будут «заведены» не только безналичная оплата питания, автоматизированный учет питающихся льготников, но и в перспективе – «вход-выход» в школу через турникеты, библиотечное и даже медицинское обслуживание. Новые поставщики также должны провести модернизацию пищеблоков и школьных холлов. Но, безусловно, для школьников и их родителей самое главное – это качество продуктов и санитарное состояние. Сейчас на рассмотрении находится проект нового СанПиН «Требования к организации питания детей», в который внесены значительные изменения, касающиеся в том числе ассортимента блюд. Все эти вопросы КСП планирует проверить в 2020 году.
– Вы неоднократно проходили дополнительное обучение за рубежом, в том числе в США и Канаде. Как вы оцениваете этот опыт? Какие основные методы и подходы к работе, действующие там, отличаются от местных?
– Это было очень давно, лет 15, наверное, прошло с тех пор. Мы учились в порядке обмена, а в Канаде – в рамках пилотного проекта по аудиту эффективности в области здравоохранения, где Воронежская область была одним из трех субъектов – участников проекта.
Самое важное, что я вынесла для себя – это полное погружение в ту среду, которую ты проверяешь. Мы тогда работали просто как финансовые контролеры, а зарубежные специалисты полностью погружались в систему, выходили на объекты.
Сейчас мы широко используем «канадский опыт». Например, в этом году проверяли городской транспорт и вникали во все, вплоть до состояния автобусов, их сохранности, безопасности, медицинского осмотра водителей и так далее, что, по сути, выходит за рамки чисто финансового контроля.
– Как это происходит физически?
– Так и происходит: проверяющий выезжает в пять утра и смотрит, как выходят на рейс автобусы. Все ли они с исправными спидометрами, все ли оснащены системой ГЛОНАСС. В конце проверки иногда можно даже поспорить, кто больше в теме – сотрудники КСП или кураторы подконтрольной структуры.
– Насколько оптимально для городского бюджета настроена система межбюджетных отношений? Были ли времена, когда было лучше, и можно ли их вернуть?
– Проценты отчислений налогов и собственные доходы бюджета лет семь тому назад были выше, но тогда город финансировал содержание городских учреждений здравоохранения. Я, как представитель органа местного самоуправления, конечно, за то, чтобы собственные доходы городского бюджета были выше. Но та поддержка города, которую область оказывает в последние годы, очень заметна и важна. Наконец-то бюджет города перевалил за 25 млрд рублей. Эту цифру уже не стыдно называть в разговоре с коллегами из других городов, но бюджеты наших «соседей» все еще намного весомее: Краснодара – 34,4 млрд рублей, Ростова – 36,8 млрд рублей. То есть нам есть к чему стремиться.
– Вы поработали с несколькими воронежскими мэрами. Чувствуется ли разница или ревизор всегда вызывает легкое отторжение у чиновников?
– Я не чувствую никакого отторжения по отношению к моей палате, что при Александре Гусеве, что сейчас, при Вадиме Кстенине. Конечно, любой человек напрягается, когда приходят его проверять, но, в первую очередь, именно руководитель должен быть заинтересован в нашей работе. И если в том же ЖКХ наш мэр и сам даст фору любому специалисту, то есть сферы, в которые он не так глубоко погружен. И в том случае, когда я докладываю ему о результатах проверок, он всегда очень внимательно и досконально изучает каждую деталь.
– У вас в биографии есть должности скорее инженерные, чем экономические. Чем вы занимались как инженер и как встали на путь финансиста, чем он вас привлек?
– В самом начале карьеры я работала в воронежском НИИ связи, ныне это Концерн «Созвездие». Была программистом. Мы автоматизировали работу планового отдела, кадров, отдела труда и зарплаты и другие. Наша лаборатория называлась АСУ (автоматизированная система управления), что говорит само за себя. В моей работе это очень пригодилось.
В финансовом контроле я работаю уже больше 23 лет, скоро серебряный юбилей. В КСП области попала случайно. Меня порекомендовали пришедшие к нам на проверку молодые ребята как специалиста, в совершенстве владеющего компьютером. Тогда это была редкость. Я работала в региональном департаменте культуры, а одним из молодых инспекторов областной КСП был нынешний вице-премьер Виктор Логвинов. Мы еще шутили, что в финансовом контроле он мой «крестный отец».
– Если посмотреть на федеральную финансовую повестку, именно в этом направлении часто звучит некое альтернативное мнение, отличное от официальной позиции того же Правительства РФ. Среди наиболее узнаваемых и харизматичных спикеров – глава ЦБ Эльвира Набиуллина, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф, председатель Счетной Палаты Алексей Кудрин или один из его предшественников, а ныне председатель Наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. У вас есть свой «любимчик» среди этих экспертов?
– Сергей Степашин, безусловно. Во-первых, я его лично знаю и считаю, что это человек, который обладает совершенно потрясающими знаниями в разных областях. Какие бы посты он ни занимал, это было со знанием дела – абсолютный профессионал. Я с большим уважением отношусь и к той команде, которая с ним работала, и к тем материалам, которые они выпускали тогда из стен Палаты. Например, работа, выпущенная под его редакцией об итогах приватизации, –после ее прочтения просто нельзя остаться равнодушным, настолько все четко, понятно и в то же время, я бы сказала, фатально.
Алексей Кудрин не менее харизматичен. Он в то время блистал с докладами как министр финансов и отстаивал позиции Минфина в спорах со Счетной палатой, а теперь он «по нашу сторону баррикад» и инициирует очень значимые изменения в бюджетное законодательство.