22 ноября 2024, 01:21
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Эксперт по экономике: «Строительство вышло в лидеры по сокрытию налогов»

27.12.2019 13:23

Воронеж. 27.12.2019. ABIREG.RU – Итоги года – Доцент юридического факультета ВГУ, экс-руководитель УФНС региона Сергей Дуканов специально для «Абирега» подвел итоги уходящего 2019 года в экономике Воронежской области. Оценка перспектив региона получилась диалектичной: прекрасные возможности, которыми область обладает в силу географического положения и кадрового потенциала, с одной стороны, и пассивная позиция властей, повлекшая за собой негативную динамику экономических показателей – с другой.

Экономическая политика в Воронежской области в 2019 году характеризовалась отсутствием системности, публичности и последовательности. В регионе окончательно закрепилась практика распределения мер государственной поддержки в виде налоговых льгот и бюджетных субсидий среди ограниченного круга приближенных лиц. Поддержка оказывается не новым отраслям экономики, производствам и бизнес-проектам, а прежним игрокам в традиционных отраслях хозяйственной деятельности. При этом стимулируется дальнейшая монополизация и укрупнение и без того уже успешных проектов. Порой бюджетные субсидии не влекут за собой создания новых производств, появления дополнительных рабочих мест и бюджетных доходов, а идут на повышение дивидендов участников и акционеров, в том числе и зарубежных. Такая государственная поддержка малоэффективна и свидетельствует о некритичности власти к самой себе. Подобные бесперспективные решения принимаются кулуарно, региональная власть ограничивает доступ СМИ и экспертного сообщества к любой информации о них.

В 2019 году в области не прозвучало ни одного программного выступления ни вице-губернатора по экономике, ни руководства структурных подразделений регионального правительства, ответственных за бюджетную и экономическую политику.

Безынициативность региональных властей в последние два-три года повлекла массовый уход бизнеса в теневой сектор, что сказалось в первую очередь на увеличении налогового разрыва в Воронежской области. Анализ данных Росстата, ФНС России, ЦБ РФ и Минфина России позволяет сделать вывод о росте разницы между налоговыми поступлениями в бюджетную систему на территории Воронежской области и суммой, которая должна была поступить. Так, в 2019 году в бюджеты всех уровней недоплатили 92 млрд рублей. В основном это зарплатные налоги и сборы (около 65%). В Воронежской области традиционно в «теневой» сектор входят сельское хозяйство, розничная и оптовая торговля, строительство. В 2017-2018 годах произошло изменение мест в антирейтинге. В лидеры по сокрытию налогов вышло строительство, затем следуют торговля и агропромышленный комплекс.

Ухудшение инвестиционной привлекательности Воронежской области повлекло за собой сокращение как количества компаний, так и индивидуальных предпринимателей. Число прекративших свою деятельность организаций и бизнесменов в последние два года превышает число вновь открывающихся бизнес-структур. Такая отрицательная динамика активности бизнеса должна стать первостепенной задачей экономического блока правительства для оперативного решения и принятия мер. Пассивное наблюдение за происходящими процессами увядания бизнеса в регионе вызывает только недоумение или наталкивает на мысль о дилетантах у власти.

Рост теневого сектора экономики негативно сказывается на социальной политике региона. Региональная экономическая и социальная политика уклоняется от достижения главных целей – повышения уровня благосостояния населения, создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, развития инфраструктуры и благоприятной экологической среды, повышения качества и доступности медицинских и образовательных услуг. Региональная политика подменяется «решением» маленьких и больших проблем не всего населения, а приближенных к власти персон. К сожалению, в нашей области меры государственной поддержки применяются преимущественно к бизнесу, при этом население, напротив, не получает должного внимания и социальной поддержки от властей. В качестве примера приведу диаметрально противоположную динамику налоговой нагрузки на бизнес и граждан. Так, за последние 12 лет налоговая нагрузка на компании сократилась либо осталась на прежнем уровне. А налоговое бремя на физических лиц выросло более чем в 10 раз. Региональные и местные власти крайне редко вводят налоговые льготы для населения, тогда как ставки налогообложения и стоимость объектов налогообложения пересматриваются регулярно и только в сторону увеличения.

Воронежская область в силу своего географического положения, высокого уровня квалификации и образования трудоспособного населения, инициативы и предпринимательской активности значительного количества добросовестных и социально ответственных бизнесменов, принципиальности творческой интеллигенции и профессиональной активности журналистского сообщества имеет множество достижений и достоинств. Это делает наш регион по-прежнему привлекательным для жизни, работы и творчества. Поэтому, прогнозируя экономическое развитие региона в 2020 году при существующей политике власти, можно говорить о двух диаметрально-противоположных векторов. Первый – дальнейшая монополизация отраслей экономики крупными игроками путем распределения бюджетных средств и мер государственной поддержки среди ограниченного круга лиц. Второй – поступательное развитие регионального бизнеса, обусловленное кадровыми, локационными и другими преимуществами и не зависящее от действий властей.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 10