WorldClass

19 апреля 2024, 02:12
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Газета «Известия» // Рублевка на Урале: для креативной экономики создадут новое регулирование

09.07.2021 14:28

Кто такие агенты развития и в чем суть антиунывности – в материале «Известий».

Минпромторг готов сформировать новое регулирование, которое защитит от исчезновения народные промыслы. Именно они являются носителями уникальности и идентичности. Новый закон позволит дать территориям, на которых развивают промыслы, особый статус и режим. Об этом на международной выставке «Иннопром» рассказала представитель ведомства Лилия Нургатина. Креативная экономика, центром которой является творческий продукт, должна фокусироваться не только на прибыли, но и на красоте, считают эксперты. О том, как в этом помогут агенты развития и в чем заключается формула антиунывности, – в материале «Известий».

Защитить промысел

Минпромторг готовит законопроект о возрождении и защите народных промыслов. Об этом в ходе сессии «Креативная экономика» на международной выставке «Иннопром» рассказала замглавы департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга Лилия Нургатина. Она пояснила, что глобализация и ориентация на массовый продукт способствуют исчезновению промыслов, которые являются хранителями национальной идентичности и уникальности. Именно с этими понятиями связан креативный продукт, подчеркнула эксперт. А значит, и креативная экономика, которая считается новым сектором, который основан на интеллектуальной деятельности.

– Китай заполонил собой практически всё пространство, – напомнила она. – Русские матрешки производят другие страны. Изделия народного творчества совершенно естественным образом исчезают, также исчезают и их изготовители. Ведь спроса на эту продукцию уже нет. Поэтому мы считаем, что нужно регулирование, целью которого станет возрождение народных промыслов, их поддержка.

Лилия Нургатина пояснила, что в документе могут быть даны определения творческих мастерских, научно-творческих лабораторий, которые нуждаются в защите. Более того, регулятор надеется выделить отдельный вид предпринимательской деятельности с учетом именно этих особенностей, сказала она. А территории, на которых создают подобную уникальную продукцию, должны получить новый статус, который позволит им получить альтернативные режимы по аналогии с особыми территориями. Это создаст стимул не только для развития творчества и профильного бизнеса, но и смежных отраслей, например туризма.

Ювелирка из Костромы

Руководитель Центра городских компетенций АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) Татьяна Журавлева согласилась с представителем регулятора: креативная экономика сейчас активно развивается, и это требует законодательного оформления. Среди основных профилей современной креативной экономики она назвала архитектуру, дизайн, затем IT и после образование.

– Именно регулирование, которого пока нет в этой сфере, не дает возможности властям помочь таким бизнесам, – сказала она.

По словам эксперта, сейчас 10 регионов работают над созданием стандарта, который опишет меры поддержки для предпринимателей креативной экономики, исходя из их потребностей. Она подчеркнула, что сейчас этот вид экономики активно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и Костроме. Эксперт также привела в пример Якутию, где реализуют достаточно свежую концепцию развития бизнеса. Эта территория уже претендует на серьезные позиции по развитию креативной экономики.

Регион подстегивает локальный бизнес реализовывать продвинутую концепцию: вокруг сырьевых предприятий следует развивать бизнесы, которые будут доводить продукцию заводов до конечного потребителя, то есть до полки магазина. Например, производитель из бриллиантов делает алмазы, следующим шагом – созданием ювелирного украшения и его презентацией покупателю – должна заняться расположенная рядом другая компания.

Даже британские ученые еще не поняли, что же такое креативная экономика, заметил президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM-Unimpresa) Витторио Торрембини. Хотя он предложил для этого термина такое определение: это все изобретения, которые улучшают жизнь людей в разных ее проявлениях – в бытовых аспектах, в рабочих. При этом она не должна уничтожать то, что уже создано.

– Мне кажется, в этом вопросе важно понимать, что экономика не должна вредить человеку, природе, архитектуре, не должна быть деструктивной, – подчеркнул эксперт. – В пример я хочу привести итальянское изобретение – гейзерные кофеварки. Очень долгое время до их появления кофе варили в турках, иногда кастрюльках. Им на смену пришел гейзерный аналог, и теперь эти кофеварки лидируют по продажам во всем мире.

То же самое касается мопедов, которые позволили людям в 50-е годы пересесть с велосипедов, ехать на работу в более комфортных условиях, отметил он. Поэтому Витторио Торрембини уверен: чтобы создать креативную экономику, люди должны наблюдать и видеть, что же на самом деле нужно человеку. И в этом плане, конечно, лучше думать о том, чтобы создавать красивые вещи и города, то есть думать не только о прибыли.

«Новое железо»

Глава Сысертского городского округа Свердловской области Дмитрий Нисковских поделился своим опытом создания прекрасного. Администрация города решила сформировать свое креативное пространство – «уральскую Рублевку». К такому шагу их подтолкнул серьезный отток активного населения из Сысерти.

– Сысерть мы создавали по принципу города-завода на базе бывшего железоделательного предприятия, использовали формулу антиунывности, которую сами и придумали. Для этого мы соединили административный ресурс с агентами развития – людьми, которые смогли привлекать горожан в это пространство, – рассказал он. – Сначала написали программу «Лето на заводе», которая была ориентирована всего на один месяц. Мы хотели, чтобы люди проводили как можно больше времени в нашем пространстве.

На бывшем железоделательном заводе расчистили места для культурных мероприятий, например небольших концертов, а также сделали зоны для кафе плюс для образовательных программ. Фактически речь шла о тактическом урбанизме, отметил Дмитрий Нисковских. В итоге за один месяц завод посетило более 20 тыс человек.

– Мы поняли, что креатив – это наше новое железо, мы продолжили развивать наш Ural Creative Camp, – сказал он. – Я уверен, что креативная экономика – это в том числе формат придания нового статуса, например, нашим заводам.

Но одним заводом в Сысерти дело не кончилось, дополнил Дмитрий Нисковских. Вокруг него девелоперы начали строительство зданий с апартаментами – люди не только захотели приходить в это пространство. Оно стало настолько привлекательным, что горожане захотели жить около известного завода. Теперь у властей города более амбициозная цель – перейти в круглогодичный формат, «потому что мы видим и понимаем, что запрос на такую инфраструктуру очень большой».

Дело в технологиях

Действительно, сейчас многие эксперты задаются вопросом – а что же входит в понятие креативной экономики, отметила директор по акселерации кластера передовых производственных, ядерных и космических технологий фонда «Сколково» Наталья Чернышева.

– Я уверена, что она в любом случае имеет серьезную технологическую составляющую. Здесь речь, например, об облачных технологиях, блокчейне. А как мы знаем, использование технологий у нас неравномерно распределено по стране, – сказала она. – Хотя, конечно, Россия стремится развивать целые кластеры, которые будут способствовать эволюции в технологическом аспекте.

Эксперт считает, что с учетом такого подхода можно выделить барьеры, которые стоят на пути развития креативной экономики. По ее мнению, прежде всего это нехватка квалифицированных специалистов, которые могут работать в том числе с новыми наработками, также низкий уровень развития инфраструктуры. Именно он в прямом смысле мешает распространению последних технологий. Еще одной проблемой можно назвать невысокий спрос: в стране пока нет достаточного числа продвинутых пространств, которые хотели бы развиваться именно в таком ключе.

Справка

2021 год объявлен ООН Международным годом креативной экономики. Это сектор, который каждый год растет на 15%. И уже сегодня многие из специалистов называют его одним из столпов экономики будущего. Область влияния креативной сферы постоянно растет. Ее преимущества оценивает всё больше людей: это и высокий потенциал для экспорта, и привлекательная инновационная среда, и экономические выгоды в виде привлечения новых кадров и развития туризма. Уже в ближайшие годы эксперты уверенно смогут считать креативную экономику одним из основных секторов национальной экономики.

Евгения Перцева
Газета «Известия», 00:01, 09.07.2021

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0