Воронеж. 27.07.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Госдумовские выборы 2016 года в Черноземье вступили в новую фазу. Избирательные комиссии завершили прием документов от кандидатов, выдвинувшихся в одномандатных округах. По составу выдвинувшихся претендентов стала понятна модель внешне конкурентных, но вполне предсказуемых выборных «матчей». Подавляющее большинство черноземных одномандатных округов построены по принципу «фаворит от «партии власти» – обязательные противники от парламентских партий – конкуренты от партий «второго эшелона». И лишь в некоторых округах Черноземья сохраняется шанс на конкурентные кампании с непредсказуемым итогом.
Декларируемые принципы и реалии выборов
Аккурат в момент окончания срока выдвижения кандидатов в депутаты Госдумы главный кремлевский куратор внутренней политики Вячеслав Володин выступил с речью, в которой дополнил прежде сформулированные три принципа сентябрьских выборов новыми положениями. Помимо конкурентности-открытости-легитимности (КОЛ), которые ранее было предписано блюсти вертикали власти, в ходе избирательной кампании важны декриминализация выборов, минимизация применения манипулятивных технологий, прозрачность процедур, доверие к результатам и равные условия конкуренции.
В сущности, большой кремлевский чиновник (который, к слову, сам участвует в выборах) дополнил и конкретизировал КОЛ с учетом, так сказать, новой обстановки. Понятно, что для верховной власти нынешние выборы – антикризисное средство: нужно и управляемость сохранить, и пар общественного недовольства выпустить. Поэтому требуется филигранно обеспечить предсказуемость результатов, но сделать это так, чтобы доверие к политической системе и ее легитимность возросли. Отсюда и содержание новых руководящих указаний. «Декриминализация» означает право верховной власти исключать из выборного процесса тех кандидатов, что кажутся ей неприемлемыми: делается это в красивой обертке «снижения влияния денег на власть». Данный финт проделан с потенциально сильными и автономными кандидатами-одномандатниками из Партии пенсионеров за справедливость, дисквалифицированными с избирательной гонки. Остальные положения недвусмысленно намекают региональным властям и встроенным в вертикаль избиркомам, что переусердствовать с «администрированием» выборов никак нельзя. Внешне все должно выглядеть вполне конкурентно; более того, в отдельных локальных случаях конкуренция даже может быть вполне реальной, с непредсказуемым результатом, но «случаев» этих не должно быть слишком много, дабы не нарушить предполагаемое соотношение сил в будущей Думе. Близкие к власти аналитические структуры (например, Агентство политических и экономических коммуникаций – АПЭК) называют около трех десятков таких «высококонкурентных» округов. В остальных выборы напомнят нам губернаторские кампании – когда есть маркированный властями фаворит, а выдвинувшиеся против него соперники (их набор традиционен: почти в обязательном порядке есть «соперники» от парламентских партий, а также немного от других партийных структур) заведомо менее ресурсны. Опять-таки и в губернаторских кампаниях случаются конкурентные исключения, но они лишь подтверждают правило. Заметим, что фаворит не обязательно может быть от «Единой России»: в рамках «патриотического консенсуса» отдельные регионы сдаются в управление представителям парламентских партий. Иначе говоря, губернаторские кампании представляют собой в подавляющем большинстве случаев «договорные матчи». О том, что такие «матчи» пройдут и 18 сентября, говорили немало. Называлось даже число округов, «отписанных» оппозиции. Вскоре разговоры об этом прекратились, но понимание, что в большинстве территорий реализуется именно такая модель (при наличии нескольких десятков реально конкурентных исключений), никуда не делось.
Черноземные округа: предсказуемость модели vs локальные предвыборные интриги
Судя по составу выдвинувшихся кандидатов в черноземных одномандатных округах, модель внешне конкурентных, но вполне предсказуемых «матчей», будет доминировать. Примечательно, что то же АПЭК, маркируя «наиболее конкурентные» округа, не назвало НИ ОДНОГО из Центрально-Черноземного региона. Ниже будет показано, что это не совсем так: в Черноземье есть свои «аномалии», однако факт этот – весьма показательный. Подавляющее большинство черноземных одномандатных округов построены по принципу «фаворит от «партии власти» – обязательные противники от парламентских партий – конкуренты от партий «второго эшелона».
В части первого элемента указанной структуры кандидатов есть одно (как можно предположить – «договорное») исключение. Это 89-й округ в Воронежской области – там выдвинулся федеральный лидер «Родины», депутат Госдумы Алексей Журавлев. «Единая Россия» не выставила здесь своего кандидата, что может указывать на попадание округа в негласную «оппозиционную квоту». В остальных черноземных округах статусные единороссы, победившие на праймериз, наличествуют повсеместно. Среди них довольно много действующих депутатов Госдумы, скажем, Аркадий Пономарев в 87-м (Воронежская область), Николай Ковалев в 145-м (Орловская область), Николай Борцов и Михаил Тарасенко в 114-115-м (Липецкая область), Андрей Скоч в 76-м (Белгородская область). Нет действующих депутатов Госдумы в составе кандидатов от «партии власти» в округах Курской и Тамбовской областей: там все четыре кандидата – депутаты региональных парламентов, причем от Курской области идут его спикер и его первый заместитель. Остальные кандидаты «Единой России» представлены статусными чиновниками: замгубернатора Белгородской области Сергей Боженов – 75-й округ, заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Андрей Марков – в округе №90.
Ресурсное доминирование в большинстве черноземных округов кандидатов, маркированных фаворитами, впрочем, не означает, что их противники уж слишком слабы: внешне КОЛ в подавляющем большинстве случаев работает. В этом отношении постарались парламентские партии, особенно хочется отметить КПРФ: коммунисты четко позиционировали себя на этих выборах как «вторая партия в стране» и «первая в оппозиции». В большинстве округов выдвинуты довольно сильные кандидаты: почти повсеместно – руководители обкомов соответствующих областей, депутаты федерального, регионального или местных парламентов. В этом смысле наличие в 75-м округе (Белгородская область) Валерия Шевлякова, в 109-м (Курская область) – Николая Иванова, в 114-м (Липецкая область) – Николая Разворотнева, в 177-м (Тамбовская область) Андрея Жидкова, в 87-90-м (Воронежская область) Сергея Гаврилова, Андрея Померанцева, Сергея Рудакова и Руслана Гостева создает для фаворитов от власти если не непреодолимое препятствия для выигрыша, то в самом деле относительно конкурентную среду. Правда, при одном условии – если кандидаты от КПРФ, равно как и их партия, в самом деле, настроены на реальную борьбу, а не «договорной матч». Что касается 145-го округа (Орловская область), то кандидат от КПРФ, глава реготделения и депутат Госдумы Василий Иконников вполне в состоянии дать бой генералу ФСБ Николаю Ковалеву, на стороне которого, как ни странно, будет политико-административный ресурс региональной власти, возглавляемой губернатором-коммунистом, – таковы перипетии орловской политики, создающей одновременно конкурентный потенциал для выборов в регионе.
Повсеместное участие кандидатов от других парламентских партий скорее создает общий внешне конкурентный фон для выборов в черноземных округах, но и здесь есть свои исключения. Скажем в 75-м округе (Белгородская область) кандидат от «Справедливой России» депутат Госдумы Юрий Селиванов – весьма неудобный соперник для единоросса Сергея Боженова. Лидер курских справедливороссов Александр Четвериков вполне в состоянии жестко противостоять спикеру облдумы Татьяне Ворониной, идущей от «Единой России» в 109-м округе (Курская область). Опять-таки, создать конкурентные условия они смогут, если будут вести кампанию жестко, а не ради дежурного участия.
Набор партий «второго эшелона», выдвинувших кандидатов в Черноземье, весьма показателен: «Яблоко», Партия Роста, «Патриоты России», «Коммунисты России», «Родина» выдвинули кандидатов почти во всех округах. «Парнас», «Зеленые», «Гражданская сила» – в нескольких. Этот список указывает нам на то, что претензии названных партийных структур на роль в российской политике подкреплены волей и ресурсами. В ряде случаев «второй эшелон» выдвинул кандидатов, даже способных составить вполне серьезную конкуренцию фаворитам и кандидатам от парламентских партий.
Речь идет об Александре Руцком – бывшем курском губернаторе, выдвинувшемся от «Патриотов России» по округу №110 (Курская область), и Алексее Волкове – бывшем начальнике УВД Курской области, идущем в 109-м округе от «Родины», журналистке Ольге Ли, выдвинувшейся там же от «Яблока», Галине Кудрявцевой – общественном деятеле, выдвинувшейся от «Коммунистов России» в округе №87 (Воронежская область), Борисе Скрынникове – бывшем мэре Воронежа, идущим от «Патриотов России» по тому же округу. Их участие серьезно разнообразит избирательную кампанию, а в ряде случаев – например, в курских округах №109 и 110 – создает в лице вышеназванных кандидатов вполне серьезные проблемы для единороссовских фаворитов.
«Курская аномалия» явно имеет место на нынешних выборах – оба округа в регионе (109-й и 110-й) будут реально конкурентными. Близко к реально конкурентной модели пройдут выборы и в единственном округе Орловской области (№145). В других ресурсное преобладание властных кандидатов в основном очевидно, однако при наличии воли к борьбе и ресурсной мобилизации оппонентов в некоторых территориях могут случиться интересные кампании, а не знакомые нам по губернаторским выборам «договорные матчи».