Курск. 17.11.2021. ABIREG.RU – Аналитика – «Абирег» продолжает проект «Первые», в рамках которого разбирается в тенденциях и проблемах развития регионального медиарынка. В этот раз мы поговорили с учредителем и главным редактором сетевого издания «46ТВ» (https://46tv.ru/) Станиславом Пупко и Ниной Никитиной, которые десять лет назад создали первое курское интернет-телевидение, рассказывающее о ключевых событиях Курска и о том, как провести время в городе с пользой, вкусом и здоровым духом. Они рассказали о том, как случайное погружение в журналистику стало делом всей их жизни, каким был медиарынок в 2011 году, о ком мечтают и почему предпочитают быть над информационной схваткой.
– Нина и Станислав, где вы работали до появления 46tv.ru?
Н.Н.: – У меня было всего два места работы: в конце 90-х – первое независимое информационное агентство в Курской области «Автор», а следующие 15 лет – первая в Курске негосударственная телекомпания «Такт».
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Я работал в Курском центре научно-технической информации (ЦНТИ) в отделе рекламы и пропаганды. Из него в 1992 году родилось агентство «Автор». До этого приходилось сталкиваться с телевидением. Помню, к нам приходила стажерка из ГТРК «Курск» снимать сюжеты про ЦНТИ. Она работала с оператором, у которого камера была еще с кинопленкой, я на все это посмотрел и предложил снимать на мою камеру. Потом я стал за нее писать, она начитывала мои тексты. До «Автора» я также работал над видеоприложением к молодежной газете «Молодая Гвардия». Ее авторы Владислав Швецов и Андрей Федотов (сейчас директор «АиФ-Курск» – прим. ред.) нашли меня с камерой, тогда и начали работать над приложением.
– Получается, в журналистике вы оказались по воле случая…
Н.Н.: – Да, я пришла в «Автор» по объявлению о наборе журналистов, хотя училась в Политехе на программиста (сейчас Юго-Западный государственный университет – прим. ред.). Попала в журналистику случайно, а осталась в ней на всю жизнь.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Для меня отдел рекламы и пропаганды тоже был случайностью. У меня техническое образование, но с журналистикой я сталкивался: писал заметки в школьную и студенческую газеты, один раз меня напечатали в «Пионерской правде». Что касается отдела: он был больше про рекламу, нежели про пропаганду, которой в те годы уже как таковой не было. Собственная видеоаппаратура и та девушка-стажер с ГТРК приблизили меня к телевидению, ну а дальше…
– Нина, вы стали журналистом без образования. Как вы считаете, нужно ли соответствующее образование?
Н.Н.: – Я не работала программистом ни дня, но техническое образование помогает мне правильно расставлять приоритеты, структурировать работу и ставить задачи. Гуманитарии порой распыляются, а у меня все по полочкам разложено. Скажу честно, и на «Такт», и в 46tv.ru к нам приходили люди с улицы, без журналистского образования. Помню Люду Соболеву, которая до телевидения работала медсестрой. У нее все получалось быстрее и лучше тех, кто приходил к нам с филологического факультета. Она еще долго и успешно занималась журналистикой. У меня много примеров, когда люди с филфака стажировались в СМИ, понимали, что это не их место и уходили из профессии. Да, желательно, чтобы у сотрудника было высшее образование, грамотность и умение излагать свои мысли. Но куда важнее желание работать и целеустремленность. Это подтверждает вся наша жизнь.
– Как появился 46tv.ru?
Н.Н.: – Руководство «Такта» резко сменило стиль управления, возникли сложности. И я решила делать что-то свое, чтобы больше не попадать под жернова других людей, которые могут просто выкинуть с работы без причины и повода. Не только я оказывалась в подобной ситуации, я знаю многих курских журналистов, которые были на моем месте. Из всего этого получился 46tv.ru.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Вначале работали на моей домашней камере, потом вскладчину купили камеру Sony, микрофон и штатив. С помещением тогда помог Сергей Маслов, руководитель компании «Овация Курск», которая предоставляет звуковое, световое и сценическое оборудование для проведения туров по всей России. Мы у него в офисе находились больше трех лет.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Позднее купили два компьютера и два кресла, одно до сих пор живое! Мы не знали, что будем делать, но понимали, что нужно что-то свое. В «Такте» у нас были наработки, которые никто не стал реализовывать, по работе в интернете.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Да, мы уже в те годы думали над тем, как работать в интернете, директору телекомпании наработки нравились, но не только он принимал решение. «Такт» из-за этого очень много потерял и теряет до сих пор. А тогда мы первыми в Курске зашли в сетевую нишу.
– Каким в 2011 году был медиарынок?
Н.Н.: – Тогда была неплохая конкуренция среди телевизионщиков, точнее, новостийщиков. В интернете новости появлялись, но редко и с большим отставанием. Никто не гнался за оперативностью, всего было мало и плохого качества. Спустя годы работы ситуация развернулась: все кинулись в интернет, а на телевидении стало спокойно: каждый работает в своей нише и не борется за зрителя. Когда мы начинали, успевали и кофе попить, и неспешно что-то снять, сейчас такой роскоши нет: не успел – опоздал. Тяжело работать с новостями, никогда не знаешь, чем начнется и закончится день.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Когда создавали 46tv.ru, смотрели на новостные и информационные порталы Томска, Екатеринбурга и Красноярска. Нас интересовали наиболее раскрученные и приближенные к нашей задумке.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Да, изучали российский рынок, но больше шли вслепую. Если на телевидении мы постоянно учились – ездили на тренинги, семинары, курсы (у меня есть диплом Калифорнийского университета в сфере массмедиа) – то курсов по тому, как работать в интернете, не было. Или мы о них просто не знали.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Тогда работали сайты «Друг для друга» и Kursk City, и у них была внушительная аудитория. Но при этом они все равно оставались вторичным продуктом после газеты и радиостанции. В любом случае, мы задали тренд, об этом говорят многие редакторы и журналисты. Шутят, мол, куда мы суетимся, за нами не успеть.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Сейчас уже все поспевают.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – За Ниной невозможно успеть! Считаю, что с ее скоростью набора и подачи материалов в Курске сравниться некому.
– Нина и Станислав, какова ваша редакционная политика?
Н.Н.: – Мы сразу заняли центристскую позицию: огульно власть не ругаем, ругаем тогда, когда есть повод. Если существует проблема, по которой можно взять комментарий второй стороны, мы стараемся его получить. Когда получаешь комментарий от властей, острая проблема не видится столь остро, потому что понимаешь, о ней знают и ее пытаются решить. До сих пор стараемся обходиться без желтизны. Непроверенную информацию стараемся не давать, но это порой сложно.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Мы не чувствуем себя вполне материально обеспеченными, потому что никого не клюем. К нам часто обращаются с предложением дружить против кого-то за деньги, но мы на это не соглашаемся. Да, у нас выходят коммерческие публикации, но там всегда есть информационный повод. Просто так, специально, никого не клюем. Войны были и есть, мы в них не вступаем. Если чуть затрагиваем неоднозначную тему, стараемся потом из нее выбраться, не замазавшись. Да, многие проблемные моменты первыми освещали мы, но все равно старались держаться фактов и брать комментарий второй стороны. Не всем заказчикам такой подход нравится.
– Как вы соблюдаете баланс между коммерческими и редакционными материалами, учитывая статус частного СМИ?
С.П.: – Коммерческие предложения ни разу не перевесили все остальное, хотелось, чтобы их было больше. Объективная информация всегда перевешивает проплаченную, к сожалению, если смотреть на это с финансовой точки зрения. Часто нас просят снять видео для компаний и предприятий, но мы редко это делаем, потому что заточены под новости, да и времени не хватает. Хороший фильм – это долгий процесс, помимо времени и людей, он требует наличия аппаратуры.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – В нашей редакции все многостаночники. Мы ходим, пишем, снимаем и монтируем, работают на постоянной основе пять человек. Ищем шестого, чтобы пробовать новое. Мы всегда в поиске того, что наиболее интересно читателю и зрителю. Были циклы, кулинарные рецепты, сейчас выходят юридические советы, но самые читаемые по-прежнему новости. Мы открыты к сотрудничеству, если его итог становится востребованным. Есть любители придумать придумки, которые не учитывают, сколько сил, времени и денег требуется на их реализацию. Все нужно просчитывать, и я не о доходе, а об интересе посетителей нашего сайта.
– Вы не один год региональные лидеры по читаемости и цитируемости: как вам это удается?
Н.Н.: – Многое превратилось в рутину, но всегда помним, что репутацию легко загубить, но сложно заработать. Пытаемся держаться. Мы живем в одном городе, ездим по одинаковым улицам, видим одни и те же проблемы. Несложно позвонить куда следует и спросить, когда она будет решена. Так и получается эксклюзив – увидел, спросил, уточнил. Кстати, я заметила, что журналисты боятся задавать острые вопросы. Всегда можно подойти после мероприятия к человеку и спросить нужное, он, как правило, не отказывается. Но многих ничего не интересует, это хорошо видно на пресс-подходах. Я еще помню, как работали метры Юрий Чемонин, Виктор Чемодуров и Вадим Симоненко. Они умели сформулировать и задать острый вопрос, при этом не обижая собеседника. Почему сейчас журналисты не хотят разговаривать – не знаю.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Здесь есть вот какой момент: количество пресс-конференций и ньюсмейкеров выросло в разы, многие вопросы снимаются задолго до встреч и мероприятий. Собеседник в ходе брифинга отвечает на строго поставленные вопросы, и задать вопрос порой – это отвлечь. И никто не отменял конкуренцию: задал вопрос ты, ответили тебе, а написали все разом. Никакого эксклюзива. Мне тяжело, знаю, что и Нине тяжело, мы оба на грани. Помню, один человек сказал, что редакция должна быть ограничена, нельзя ее расширять.
– Почему?
С.П.: – Как только мы брали нового сотрудника, спустя пару месяцев Нина говорила, что нужен еще человек. К сожалению, брать не из кого. С кадрами у нас большие трудности.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Нам нужен такой же, как мы, многостаночник, умеющий писать и готовый работать в сумасшедшем режиме, за которым не нужно сильно править. Горящие глаза – желательны.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Горящие глаза, к сожалению, не решают ничего. Редакция не должна состоять сплошь из таких людей, иначе будет выдаваться барахло. Я говорю, исходя из печального опыта, хотя у нас получилось создать хорошую команду.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Сложно найти хороший кадр. Несмотря на то, что мы многих готовили с нуля, сейчас хотелось бы найти подготовленного человека. Кто-то сразу раскрывается, а есть те, от кого год, два, три ждешь, что его «попрет», а они все никак. И думай, выгонять или ждать.
– Как вы строите общение с комментаторами?
С.П.: – Мы размещаем все комментарии, за исключением нецензурных, хамских и оскорбительных. За годы работы у нас сложился пул постоянных читателей, которые оставляют комментарии регулярно. На сайте прописано правило – нельзя наезжать на редакцию.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Да, часто спрашивают, зачем мы пишем про коронавирус. Следом – зачем мы пишем про кражу золотой цепочки. Часто комментаторы критикуют новости, но интернет – дело такое, здесь никто не заставляет читать. Не нравится тема новости, а кому-то она зашла.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Один читатель месяца два почти каждую новость сопровождает комментарием про том, что «эти люди (имеется в виду областная администрация) собрались строить в Курске завод слабоалкогольных напитков». Если он еще раз напишет, я его заблокирую. Для нас главное, что комментарии имели отношение к теме новости. Когда мы рассказываем о жизни редакции, пожалуйста, пишите все, комментируйте нас, а в остальных случаях – это флуд.
– Как вы относитесь к появлению новых сетевых СМИ и конкуренции в целом?
С.П.: – Конкуренция, если она добросовестная, – это всегда хорошо.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Да, она подстегивает к развитию. Нельзя быть всегда первым и лучшим, иначе перестаешь адекватно смотреть по сторонам. Я радуюсь, когда вижу у коллег замечательный материал. Да, мне печально от того, что он вышел не у нас, но в то же время мне радостно, что он вообще появился и кому-то помог. Я могу позвонить автору и сказать, какой он молодец. Я против конкуренции, когда СМИ воруют фотографии и заголовки, а также не ссылаются на первоисточник. Когда люди работают и развиваются – это замечательно.
– Как вы сейчас оцениваете медийный рынок?
С.П.: – Он бедный.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Да, но еще он разнородный: интернет-медиа, государственные СМИ, телевидение, и, наверное, газеты.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Ничего не могу сказать про газеты. Вижу, что в городе их стало меньше, среди моих знакомых тех, кто читает бумажную версию, практически не осталось. Я понимаю, что читатели газет есть, потому что те на стойках в супермаркетах разбираются, да и в районах они пользуются спросом. Но я не сталкиваюсь с теми, кто узнает информацию из газет. Я сам их не читаю.
– На ваш взгляд, государственными СМИ работать проще?
Н.Н.: – Я считаю, у государственных СМИ больше преференций. У них есть доступ к информации и представителям власти, а нам требуются длительные согласования интервью, к примеру. У них есть постоянное финансирование, чего нет у нас. Хорошо, когда не болит голова, что завтра есть и чем платить зарплату журналистам. Да, областные СМИ порой могут говорить о том, что хотели бы ругать власть и создавать злободневные материалы, но им не дают. Но все зачастую ограничивается такими вот заявлениями. Отрежь их от финансирования, дай свободную редакционную политику, на несовершенства которой все жалуются, – я бы посмотрела, как бы они работали и выживали.
– У вас – самая настоящая редакция несмотря на то, что многие интернет-медиа переходят на удаленную работу. Отдаете дань традициям?
С.П.: – Телевидение без редакции невозможно, а мы все-таки первое курское интернет-телевидение. В одиночку сделать видеосюжет можно, что мы и делаем, но коллективно лучше.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Мы многие темы обсуждаем все вместе: что написать, куда поехать, у кого взять комментарий. Делать все это в чате можно, но не очень удобно. Мы можем работать дистанционно, этот процесс отлажен, но нам приятнее общаться друг с другом.
– Скажите, пресс-службы администраций и различных ведомств стали работать более открыто?
С.П.: – Все зависит от конкретных людей на конкретных местах.
Н.Н.: – Хочу отметить пресс-службу Курского областного суда. Поменялся его председатель, поменялась и ее работа. Раньше тоже не отказывали в сотрудничестве, но сами с инициативой не выходили. А в целом выросло количество пресс-служб. Но у многих хромает межведомственное взаимодействие. Мы не могли добиться комментария по поводу минирования торгового центра, нас перекидывали с одного пресс-секретаря на другого.
– В прошлом году вы завели telegram-канал. В каком направлении хотели бы двигаться?
С.П.: – Все, что появляется новое, нужно развивать. Я жалею, что мы до сих пор не добрались до Tik-Tok. Instagram вообще прошел мимо нас. Но все нужно пробовать, лишь бы сил хватало.
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – А их категорически не хватает.
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Учитывая мой возраст, я надеюсь сдохнуть здесь!
Н.Н.: – А я не думала о том, чем буду заниматься, если 46tv.ru перестанет существовать. Никогда не рассматривали вопрос закрытия СМИ. Но уверена, я найду себе применение в любой сфере. Главное, хорошо работать. Моя жизненная философия: если что-то делаешь, дворник ты, журналист ты, губернатор ты, делай хорошо и всегда старайся. Если врач будет хорошо лечить, певец будет хорошо петь….
(присоединяется Станислав Пупко)
С.П.: – Давай без пафоса…
(присоединяется Нина Никитина)
Н.Н.: – Вот такая у меня философия. Любая работа хороша, но эту работу нужно выполнять достойно. Тогда, возможно, мы будем жить в другом обществе и другой стране.