Up

HeadHunter

Воронежскому губернатору удобно работать без советников для минимизации рисков – эксперты

Воронеж. 13.10.2022. ABIREG.RU – Аналитика – 28 июня губернатор Воронежской области Александр Гусев распустил всех своих советников. Этому предшествовал скандал с одним из них – Анатолием Спиваковым, который стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве в крупном размере. Другой советник, одиозный Михаил Бычков, попал в опалу из-за публичной позиции по спецоперации. При этом планировалось, что будущие советники будут выбираться по новым ужесточенным требованиям, однако этого так и не произошло. «Абирег» пообщался с политологами и узнал, является ли назначение советников обязанностью для глав регионов и действительно ли губернаторы нуждаются в таких помощниках.

У главы Воронежской области до июня 2022 года было семь советников – экс-руководитель департамента аграрной политики регионального правительства и бизнесмен Анатолий Спиваков, основатель сети клиник «Олимп здоровья» Александр Соловьев, худрук Камерного театра Михаил Бычков, бывший руководитель мобилизационного управления регионального правительства Виктор Калашников, владелец кинотеатра «Спартак» и руководитель Воронежского концертного зала Михаил Носырев, главврач Областной клинической больницы № 2 и советник председателя совета директоров «Олимпа здоровья» Татьяна Жданова, а также автор учебников по мировой экономике Сергей Огнивцев.

Прежде чем распустить советников, губернатор внес изменения в указ о своих консультантах. В частности, отныне советникам запрещено публично допускать высказывания, которые могут нанести ущерб нашему государству. Советнику и его семье запрещено открывать и иметь счета, вклады, хранить ценности и деньги в иностранных банках, расположенных вне России. При этом советник будет назначаться на срок до 2 лет. Напомним, что все консультанты трудятся на общественных началах и не получают за свою работу деньги из бюджета.

Кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и политологии исторического факультета ВГУ Виктория Черникова пояснила «Абирегу», что в указе говорится о том, что губернатор сам определяет количество своих советников, поэтому он может и вовсе их не назначать. «Работают они на общественных началах, поэтому никаких расходов бюджета на них не предполагается. В то же время советники имели возможности консультировать губернатора в отношении принимаемых решений. Они могли запрашивать информацию у разных ведомств для последующего анализа последствий принятия тех или иных решений. Пул советников, сформированный губернатором, был ориентирован на решение задач по социально-экономическому развитию экономики в совершенно других условиях. Более того, неслучайно среди изменений в указ были внесены запрет на критику власти со стороны советников и ряд других ограничений. В условиях возросших информационных атак свободное получение информации в различных структурах повышает риски внешнего вмешательства в принятие решений. Другие времена, другие задачи. Поэтому сейчас возникла необходимость поменять советников или на время отказаться от них, если нет тех экспертов, которые могли бы способствовать актуальному решению задач», – отметила госпожа Черникова.

При этом, по мнению доцента ВГУ, система советников на общественных началах является демократическим институтом, который предполагает дискуссии и широкое обсуждение принимаемых решений. «В условиях жестких санкций, проведения специальной военной операции фактически на границе региона и мобилизации это не вполне вписывается в новый стиль оперативного управления», – отмечает Виктория Черникова.

Воронежский политолог Владимир Инютин также подчеркнул тот факт, что количество консультантов губернатора «может быть равно даже нулю». При этом сами советники уже могли не удовлетворять губернатора по целому ряду причин. «Видимо, обжегшись на молоке, губернатор стал дуть на воду. Распущенный состав советников (очень статусный) имел проблемы по целому ряду критериев – отношения с законом (открытое уголовное дело), позиция по отношению к СВО, наличие счетов в зарубежных банках. По большинству критериев указом от 22 июня были внесены корректирующие запретительные изменения в Положение о советниках. А найти фигуры столь статусного уровня Александру Викторовичу очень непросто. Кроме того, абсолютное большинство советников – фигуры из окружения Алексея Гордеева, и, быстро назначив новых, господин Гусев невольно противопоставил бы себя прежнему губернатору», – рассказал господин Инютин.

Сейчас при губернаторе также на общественных началах работает Экспертный совет. Однако, по мнению политолога, этот совет состоит не из столь ярких фигур, как прежние советники. «Полномочия членов совета минимальны и сводятся практически к выражению собственной позиции к различным региональным инициативам и законам во время проведения различных региональных круглых столов и форумов. Думается, такая ситуация Александра Гусева вполне устраивает. Да и непростая политическая обстановка не способствует скрупулезной работе по поиску новых советников», – отмечает господин Инютин.

Политолог Владимир Слатинов считает, что губернатор Воронежской области решил минимизировать риски, потому он и распустил своих советников и пока что не назначает новых. «Фактически с лета, можно сказать, уже стартовала его избирательная кампания. Она, конечно, неформальная. И ее суть сейчас заключается в том, получит ли господин Гусев ярлык на второй срок от Кремля. Все понимают, что в нынешней системе другой вариант просто невозможен. Сам господин Гусев, конечно же, как уже и вам в интервью рассказывал, желает пойти на второй срок. Но сформулировал он это очень аккуратно в полном соответствии с нынешней моделью поведения руководителей регионов, которые не обладают полной субъектностью в этом смысле, а ждут отмашки из Кремля.

Однако стоит помнить, что Воронежская область – это ресурсный регион. И, по всей видимости, серьезная борьба за него со стороны разных заинтересованных групп будет. А потому губернатор и минимизирует риски. Он желает избавиться от поводов для атак на себя – прямых или косвенных, – в том числе и через фигуры советников, которые могут попасть в коррупционные истории (уголовное дело Анатолия Спивакова) и давать публичные и неоднозначные оценки в связи с происходящим в стране», – считает господин Слатинов.

Также, по мнению политолога, увольнение всех советников и отсутствие намерения набирать новых связано именно со стратегией минимизации рисков. «Истории с советниками могут быть разными. Они могут дать повод для нападок в прессе и появления плохих новостей из региона вокруг фигуры губернатора, а эти новости ему сейчас меньше всего на свете нужны», – уверен эксперт.

Также господин Слатинов пояснил, действительно ли необходим сам по себе институт консультантов для губернаторов. «Институт советников, его наличие, роль и вес, кадровый подбор на эти должности – это всё право губернатора. Нельзя говорить, что этот институт не нужен. Понятно, что у главы региона должны быть авторитетные люди. Как правило, это происходит у всех крупных должностных лиц общенационального или регионального масштаба. Это нормально. Вообще принятие решений на подобных уровнях должно сопровождаться серьезной экспертной оценкой и наличием разных точек зрения и оценок. Поэтому помимо существующих официальных структур вокруг губернатора должны существовать и дополнительные инструменты оценки. [И наличие] советников не является лишним, а, скорее, необходимо. Но право господина Гусева на время в силу определенных политических потребностей этот институт заморозить имеет место. Я думаю, что он его возродит, когда получит карт-бланш из Кремля на второй срок либо же уже после выборов и избрания на второй срок. Про советников губернатора мы еще услышим. А пока они находятся в спящем режиме», – рассказал господин Слатинов.

, 09:02
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое