Воронеж. 02.04.2023. ABIREG.RU – Колонка редактора – Главред «Абирега» Михаил Сошин – о перспективах липецкого производителя электрокаров «Моторинвест».
Прошло уже полгода, как автодилеры начали продавать электромобили Evolute, которые собирают на заводе под Липецком. Ни для кого не секрет, что машины бренда являются полной копией китайского производителя Dongfeng, собираются из комплектующих дружественной Поднебесной и стоят у нас в два раза дороже, чем в Азии. Но я сейчас не об этом. Хочу поговорить о спросе на Evolute. При льготной цене на модель i-PRO (спасибо Минпромторгу) в районе 2 млн рублей «отечественный» электромобиль оказался практически не нужен простому потребителю. Машину в подавляющем большинстве берут юрлица для нужд такси и каршеринга. Пока на пробу. И я не верю, что в ближайшем будущем Evolute сможет вытеснить с рынка перевозок рабочие лошадки в виде Hyundai Solaris и Kia Rio. Да и пресловутой инфраструктуры для такого типа авто в регионах нет.
Так что пока для меня лично перспективы увеличения продаж липецких электрокаров на конкурентном рынке выглядят сомнительно. Но, как мы помним, «Моторинвест» взял под опеку министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, даже обещавший купить Evolute для личного пользования. Поэтому я верю в красивые цифры по сбыту липецких электрокаров. Но только за счет властей в том или ином виде. Логика такая: если государство вкладывает в «Моторинвест» десятки миллиардов за счет налоговых льгот и других преференций, то в идеале оно должно получить отдачу. И сейчас я расскажу вам свое видение дальнейших перспектив завода.
Помните, во времена СССР были «членовозы»? Так в народе прозвали служебные автомобили, которые перевозили руководителей компартии. Сейчас похожую роль выполняют лимузины AURUS, но они перевозят исключительно высшее руководство страны в Москве. В регионах чиновники ездят на чем придется, обычно у губернаторов и замов что-то типа Mercedes, а госслужащие рангом ниже и главы районов облюбовали Toyota Camry и Kia Optima (надежные и подходят под параметры госзакупок). В нынешних условиях закупать эти модели для чиновников будет всё сложнее и дороже, да и как-то не совсем патриотично слугам народа ездить на машинах из недружественных стран. И тут при должном лоббизме от Минпромторга на сцену может выйти Evolute, став «электрическим членовозом».
Дорога в столицу для продукции «Моторинвеста» в таком виде закрыта. Там начали выпускать электрические «Москвичи», их поддерживает Сергей Собянин, который не допустит и намека на конкуренцию. Остаются регионы. И по расположению завода понятно, что в первую очередь рассмотрят Черноземье.
Например, начать можно с Центрально-Черноземного Росприроднадзора. Это будет логично с точки зрения деятельности ведомства, а Алексея Карякина сделает самым продвинутым руководителем макрорегиона. Затем свой Evolute должен появиться у кого-то из губернаторов, здесь напрашивается кандидатура главы Липецкой области Игоря Артамонова, предприятие ведь в его регионе. А дальше, как у нас всегда и бывает, насмотревшись на руководителей, свои Camry поменяют на электровозы заместители, главы департаментов и районов. Ибо негоже ездить на «японцах», когда начальник поддерживает «отечественного» китайца. На выходе получим рост производства и продаж электрокаров «Моторинвеста», жирный плюс в авторитет Мантурова за реализованный проект и, если всё пойдет совсем уж идеально, в городах, где чиновники пересядут на Evolute, появится современная инфраструктура под такой вид транспорта, что сам Маск со своей Tesla обзавидуется нашей бизнес-модели по электрокарам.