Воронеж. 28.11.2022. ABIREG.RU – Как лучше узнать своих будущих сотрудников, даже если у вас нет собственной службы безопасности? Об этом в колонке для «Абирега» рассуждает директор МТС в Воронежской области Василий Голуб.
– Сегодня много говорят о внешних угрозах для компаний. Чуть ли не каждая вторая организация в этом году столкнулась с кибератаками. При этом мало кто задумывается о внутренних угрозах, источниками которых являются ваши же сотрудники. Уровень мошенничества может быть разным – против компании может работать как топ-менеджер, так и простой охранник или уборщица. Как этого избежать? Нужно быстро и качественно проверять своих сотрудников еще на этапе найма.
Кого же нужно проверять? Я бы ответил на этот вопрос так: «Всех!» Порой сложно спрогнозировать, откуда именно может появиться угроза. Конечно, первым делом стоит проверять директоров, руководителей отделов продаж, кассиров и бухгалтеров. Но не стоит забывать, например, про технический персонал, у которого есть доступ ко всем помещениям, а порой эта категория сотрудников бывает больше осведомлена о делах компании, чем рядовые специалисты.
На самом деле инструментов для проверки сотрудников достаточно. В крупных компаниях для этого есть служба безопасности, но не каждая организация может себе позволить создать и содержать такой отдел. Поэтому в среднем и малом бизнесе эти обязанности возлагаются на «кадровиков» или специалистов HR-отделов. Для проверки используются все возможные открытые базы, чтобы установить подлинность личных документов, водительского удостоверения, дипломов. Дополнительно стоит «пробить» человека по базе розыска МВД, базе Федеральной службы судебных приставов, а также выяснить о судимостях через ГАС «Правосудие» или об участии в иных судебных разбирательствах – через арбитраж. Не лишним будет и проверка на наличие связей с другими компаниями, которые можно установить через ЕГРЮЛ.
В финансовой мировой практике есть термин due diligence, или же оценка благонадежности. Чтобы оценить благонадежность соискателей, стоит их проверить во всех доступных государственных и негосударственных базах данных. К сожалению, они никак между собой не связаны, и, чтобы сделать эту работу, понадобится уйма времени.
С другой стороны, мы живем во времена стремительного развития ИТ-технологий, и глупо этим не пользоваться. Вы наверняка в работе с контрагентами используете сервисы для проверки юрлиц, которые за небольшую плату предоставляют большой объем информации о вашем будущем партнере. На основе этих сведений вы и оцениваете его благонадежность.
Подобные сервисы есть и для проверки физлиц. Для того чтобы понять, какой перед вами человек, вам нужны лишь его ФИО и данные паспорта. На основе этой информации сервис аккумулирует все сведения о человеке из открытых, полузакрытых, государственных или даже недоступных для простого обывателя источников, и составляет за 10 минут отчет, который позволит сделать вывод, соответствует ли соискатель вашим критериям безопасности. Такие ИТ-решения помогут вам не только при найме, ведь вы сможете периодически делать выгрузку по всем сотрудникам и отслеживать, не стал ли кто-нибудь номинальным директором или не ввязался ли в крупный судебный спор. Благодаря этому вы не допустите имущественных и репутационных потерь.
О подобной проверке сотрудников задумались еще в конце 1990-х в Америке. Тогда создали платформу E-Verify, основной целью которой было проверять людей при трудоустройстве на наличие права и разрешения на работу в США. Сегодня же это вошло в повседневную практику и в России. На рынке есть несколько сильных решений, в их числе и ID Scan МТС. При выборе сервиса стоит пристально уделять внимание разработчикам, так как речь идет о работе с персональными данными.
ИТ-решения по проверке физических лиц помогают нарисовать картину поведения вашего сотрудника в будущем на основе информации из прошлого. Думаю, еще пару лет – и появятся инструменты, которые будут прогнозировать поведение человека. Бизнес с этими решениями сможет здорово прокачать свою производительность.