Белгород. 28.09.2021. ABIREG.RU – Аналитика – По данным Минстроя России, Белгород входит в пятерку самых комфортных для жизни городов с населением от 25 тыс. до 1 млн человек. В 2020 году Белгородчина расположилась на 4-й позиции индекса качества городской среды. В исследовании участвовали более 1,1 тыс. городов со всей страны. Эксперты оценивали населенные пункты по 36 разным параметрам, в числе которых благоустройство и безопасность, качество дорог и общественного транспорта. С мнением эксперта согласны и урбанисты: например, блогер Илья Варламов неоднократно выражал свою любовь к Белгороду. Однако не всё то золото, что блестит. Некоторые граждане и общественники отмечают ряд проблем при реализации социальных инициатив. Подробнее о самых провальных – в материале «Абирега».
Как блогер плакал от счастья, а белгородцы – по другим причинам
Реконструкция улицы Щорса – одной из главных центральных магистралей – вот уже больше года широко обсуждается не только белгородцами, но и жителями соседних областей. Напомним, что летом прошлого года мэр города Юрий Галдун опубликовал презентацию развития транспортной стратегии Белгородской агломерации на 2021-2023 годы, которую подготовил департамент строительства и транспорта региона. Цель плана – создание комфортного транспортного сообщения и обеспечение достойной альтернативы личному транспорту. В правительстве отмечали, что одной из важных задач всей транспортной реформы является удобство пересадок с одного маршрута на другой.
Тогда же и началась реконструкция улицы Щорса стоимостью более 1,4 млрд рублей, урбанисты и проектировщики проект оценили положительно. Блогер Илья Варламов даже написал, что, увидев планы местных властей, «плакал от счастья». При этом часть белгородцев не разделили его эмоций и стали активно выступать против реконструкции.
Дело в том, что, пытаясь избежать транспортного коллапса, власти совместно с проектировщиками решили сократить количество полос для автомобилей, зарыть подземные переходы и сделать больше наземных, создать выделенные полосы для общественного транспорта посередине дороги и построить на протяжении всей улицы велодорожки.
Первой на проект последовала реакция автомобилистов, которые заявляли, что решение сократить количество полос для машин до одной, запретить движение такси по выделенным полосам для общественного транспорта, снизить число выездов со дворов и других прилегающих улиц логичным не назовешь.
Одним из самых активных критиков реформы стала депутат горсовета Белгорода, член КПРФ Екатерина Клоповская.
«Проект нам не представляли, только презентации в общедоступных источниках, но и по презентациям было видно, что из-за реконструкции пробки на Харьковской горе увеличатся. И вот, когда реконструкция Щорса закончилась, стало очевидно, что пассажиры немного выиграли в скорости, пешеходам приходится быстрее перебегать дорогу, а самые проигравшие – автомобилисты, которые часами стоят в пробках, чтобы выехать на Щорса. Еще бонусом для местных жителей стало перенаправление значительных потоков автомобилей в межквартальные проезды», – заявила госпожа Клоповская.
Недовольны проектом и в Госавтоинспекции, где прогнозируют рост ДТП в связи с появлением новых надземных переходов и отказом от остановочных карманов. Более того, оказалось, что мэрия Белгорода не согласовала план реконструкции с Госавтоинспекцией вопреки приказу Минтранса № 274. Об этом на оперативном совещании правительства рассказал начальник регионального ГИБДД Олег Толстой. Он также отметил, что ряд изменений может привести к снижению уровня безопасности для пешеходов, а средства, которые будут направлены на установку светофоров, логичнее было бы потратить на строительство лифтов в подземных переходах для маломобильных групп населения.
В ответ мэр Юрий Галдун пообещал согласовать проект с ГИБДД и даже создать комиссию из руководства ГИБДД, Совбеза области, а также представителей мэрии и правительства для детального изучения ситуации. Что касается пешеходных переходов, то господин Галдун пообещал, что подземные продолжат функционировать наравне с наземными.
13 сентября Юрий Галдун должен был доложить о том, каким оказался итог работы комиссии. Впрочем, никаких сообщений об этом не поступало.
В связи с мнением Олега Толстого развернулась настоящая баталия – Илья Варламов яростно включился в спор и заявил, что полицейский ратует за передвижение людей по подземным тоннелям, так как «не наигрался с хомячками в детстве». Также урбанист заявил, что задача ГИБДД – контролировать ситуацию на дорогах, а не лезть в их проектирование. Ему на своей странице в Instagram возразил член общественного совета при УМВД России по Белгородской области Набигулла Багамаев. По его мнению, господин Варламов руководствуется европейским опытом, где совершенно другие трафик, уровень планировки дорог и культура поведения. Набигулла Багамаев отметил, что поддержанный блогером проект реконструкции Щорса привел к снижению пропускной способности двух улиц на Хагоре.
Как город с областью ЕТК делили
Еще один известный социальный белгородский проект – модернизация общественного транспорта. 5 лет назад властям пришлось признать, что накопилось немало проблем – основной городской перевозчик МУП «ГПТ» оброс многомиллионными долгами после закупки новых автобусов в кредит, на предприятии начались задержки заработной платы. При этом по городу сновали нелегальные перевозчики, которые перетягивали немалую часть пассажиров. Власти обещали систему модернизировать – передать все активы ГПТ новой компании, затем ввести новые маршруты и изменить систему оплаты.
Победителем торгов по организации автобусных и троллейбусных перевозок стало ООО «Единая транспортная компания». Однако на этом проблемы не завершились, хотя и нельзя полностью вину за это возлагать на саму компанию. Спустя год работы ее убыток составил 59,2 млн рублей при выручке в 235,8 млн рублей, хотя руководство и ссылалось на сложную ситуацию в отрасли в связи с эпидемией.
Но с самого начала в ЕТК постоянно менялись владельцы. Так, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в апреле 2019 года 25% доли в УК компании принадлежало администрации поселка Северный, 25% – администрации поселка Октябрьский, 50% – администрации Белгородского района. Спустя пять месяцев после создания ЕТК 65,09% доли в уставном капитале получил Фонд поддержки ИЖС. Позже, в июне 2020 года, доля в УК Фонда увеличилась до 72,1%, а в октябре – до 73,83%. С июля 2019 года 49,97% доли в УК перешли мэрии.
Сейчас дележка компании вышла на новый этап – глава региона Вячеслав Гладков уже открыто сообщил на заседании, что правительство станет единственным владельцем ООО «Единая транспортная компания». Причина проста – мэрия финансово не в состоянии обеспечить качественную работу общественного транспорта. Возможно, такое решение позволит-таки вывести общественный транспорт на необходимый уровень – уже была анонсирована покупка 100 автобусов «ЛиАЗ» за счет выделенных 1,4 млрд рублей из облбюджета.
Интересно, что сначала компанию планировали оставить за городом – весной, когда доля акций, принадлежащих облправительству, была увеличена до 64,2%, руководитель департамента городского хозяйства Сергей Некипелов заявлял, что доля Белгорода в уставном капитале будет увеличена до 31,5%.
Еще одна интересная деталь – весной же произошла смена руководителя компании. На должность гендиректора вместо Александра Васильченко пришел Алексей Калугин. При этом лично Вячеслав Гладков обвинил покидающего пост чиновника в неправомерной продаже служебного автомобиля.
При этом за время работы на балансе мэрии ЕТК получила не только финансовые проблемы, но и иск. Весной компания стала ответчиком по делу о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам энергоснабжения.
Строили, строили и наконец...
Серьезные проблемы и в возведении социальных объектов. Из-за этого даже с поста был снят вице-губернатор Евгений Глаголев. Серьезное напряжение в отношениях вице-губернатора и Вячеслава Гладкова наметились, после того как всплыли недочеты капремонта на двух социальных объектах – это ЦМИ и детский сад № 4 в поселке Майский. Ремонтом этих объектов занималась компания ООО «Тисайд».
15 декабря 2020 года областная прокуратура внесла представление врио губернатора Вячеславу Гладкову из-за задержек строительства нескольких социальных объектов, которыми как раз занималась компания «Тисайд». Среди них детский сад на 180 мест в Грайвороне, несколько детсадов в Корочанском районе и в Белгороде, новая школа в микрорайоне Степной в Старом Осколе.
Кроме затягиваний сроков сдачи работ было обнаружено немало недочетов в завершенных работах. В частности, в экспертном заключении по детскому саду № 4 в поселке Майский отмечено, что (помимо претензий к целостности здания) в подвале есть следы замокания и протечки. До ноября 2019 года специалисты рекомендовали не использовать здание. Однако начальник управления образования Белгородского района Марина Малышева открыла детсад уже в апреле. Здание продолжило разрушаться, и чиновница поспешила уйти со своего поста в начале 2020-го.
Всё это запустило проверки в отношении достроенных детских садов, результат оказался неутешительным – в целом ряде случаев был обнаружен очевидный брак. Вячеслав Гладков обвинил в этом региональный департамент строительства и лично начальника Евгения Глаголева, после чего тот покинул свой пост. При этом претензий в адрес районной администрации и ее главы Александра Сергиенко у Гладкова не было.
В марте прошлого года детсад № 4 в Майском вновь оказался в центре внимания СМИ. В крови нескольких детей нашли опасный токсин. Выяснилось это, после того как у нескольких воспитанников начались проблемы с дыханием. Родители пострадавших утверждали, что причина – в использовании токсичных стройматериалов. В этом году скандал продолжился – в здании выявили превышение ртути в 153 раза. Секретарь райкома КПРФ Александр Курчевский, передавший эту информацию в СМИ, утверждал, что источник ртутных испарений – в несущей стене здания. В спальне, в которой и обнаружили превышение, она еще не оштукатурена. А активизировать испарение могло тепло, так как стена выходит как раз на солнечную сторону.
Инцидент привлек внимание прокуратуры, и тут открылось, что чиновники знали об опасности для детей, но пытались скрыть этот факт. К дисциплинарной ответственности привлекли заместителя начальника управления образования администрации Белгородского района. Кроме того, оказалось, что Центр гигиены и эпидемиологии области не направил информацию о выявленном нарушении в управление Роспотребнадзора. За это в отношении главврача центра Александра Красноперова прокуратура вынесла представление.
В какую копеечку пенсионерам обходится бесплатная ярмарка
Еще одна странная реализация социальной инициативы – муниципальная ярмарка «4 Сезона». То есть идея, конечно, была хорошей – 382 бесплатных торговых места должны были помочь местному населению сбывать урожай собственных овощей и фруктов во время сезона. Однако по факту места получили далеко не местные производители. УФАС Белгородской области подтверждает – 94,8% мест просто захватили дельцы, перепродающие право торговать на обозначенных площадях. Кроме того, по факту работа ярмарки организована круглогодично – по крайней мере, это следует из плана мероприятий на 2020-2026 годы. Казалось бы, это и к лучшему, но нарушает Постановление правительства области «Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области». То есть областная власть организовала социальную инициативу, а муниципалитет распорядился предоставленной возможностью для совершенно иных целей.
В мэрии «Абирегу» возразили, что ярмарка поддерживает сезонную работу – с 17.04.2021 по 17.10.2021 г. Только вот забыли упомянуть, что по этому же плану работа ярмарки регулярно продлевается – ежегодно с 17.04 по 17.07, с 17.07 по 17.10, с 17.10 по 17.01, с 17.01 по 17.04. И так до 2026 года. Вообще документы о работе ярмарки вызывают сплошные вопросы. В постановлении мэрии «О порядке организации муниципальных торговых ярмарок на территории города Белгорода» значится, что организатор ярмарки (городская администрация) всего за три дня формирует и подписывает перечень ярмарочных площадок со сведениями об участниках. По факту у пришедшего поторговать пенсионера всего три дня, чтобы решить на ближайшие шесть лет, чем он имеет право торговать.
Самое неприятное, что за место приходится платить – до 150 рублей в день, а для пенсионера это немалые деньги. К ситуации присмотрелось местное УФАС, которое на основании информации прокуратуры провело проверку. Служба установила – участник ярмарки ООО «Славянская ярмарка», «получив безвозмездно торговые места, не использует их по назначению, а перепродает иным участникам ярмарки». Мэрия Белгорода летом отчиталась об отмене предоставления торговых мест сомнительной компании, однако на деле всё осталось по-прежнему. Согласно полученным чекам на предоставление торговых мест (имеются в распоряжении «Абирега»), пенсионеры по-прежнему вынуждены платить по 100-200 рублей за место.
Самое печальное во всех этих историях то, что действительно важные инициативы, которые могли бы вывести Белгород на новый уровень, оказываются проваленными из-за неумелого менеджмента или привычного русского авось.