Курск. 13.05.2024. ABIREG.RU – Авторская колонка – Мы продолжаем проект «Колонка эксперта «Абирега», где авторы оценивают управленческие решения. Сегодня политолог Владимир Слатинов подводит итоги губернаторства Романа Старовойта. Глава Курской области вскоре станет министром транспорта России: 11 мая глава Кабмина Михаил Мишустин рекомендовал его кандидатуру на утверждение в Госдуму.
Так вышло, что свои недавние комментарии про правление Старовойта я делал в жанре подведения итогов – внутренние ощущения говорили мне, что вероятность его отъезда велика, но верить этим ощущениям не хотелось. Тем более, самым мощным аргументом «против» была СВО – рискованно выдергивать руководителя почти прифронтовой территории в разгар операции (теперь еще и сюжет с созданием буферных зон начался). Но, как видим, факторы, активирующее перемещение курского губернатора в столицу оказались сильнее.
Что это за факторы? Лоббизм федеральных игроков, обеспечивших «возвращение с повышением», и позитивная оценка работы «на земле».
Отдаю должное «главной фишке» Старовойта – его идее транспортной реформы, озвученной практически сразу же после приезда в регион. Правда, ее подготовка затянулась, так что запустить процесс удалось с опозданием. Но все-таки его запустили, и с этого момента курский губернатор стал ведущим спикером по этой теме на федеральном уровне. В том числе, в Госсовете перед главой государства. В имиджевом плане и с точки зрения потенциального замещения должности руководителя Минтранса, а также приоритетности модернизации общественного транспорта среди задач национального развития, это было попаданием в «яблочко».
Разумеется, в пользу Старовойта были и другие содержательные и символические аргументы. В зачет явно пошли прошлогодние торжества в Понырях, на которых глава государства был лично. В позитив идет фактор весьма успешного функционирования системы управления в условиях СВО. Конечно, отъезд первого лица в таких условиях – известный риск, но система координации и взаимодействия с силовиками и разными службами создана и работает.
Говоря о содержательных сюжетах, не могу не отметить наиболее важные. Из позитивных – промышленная политика стала более активной. Более энергично заработали институты развития – соответствующая корпорация, индустриальные парки, особая экономическая зона. Реализованы как планировавшиеся еще прежней властью, так и новые очень крупные проекты в области переработки аграрной продукции. Выдающихся успехов в промполитике нет, но заметное продвижение вперед очевидно. Аграрный сектор, запущенный к росту еще прежней властью, развивается динамично.
Немало сделано в плане модернизации социальной инфраструктуры – школ, поликлиник, учреждений культуры. Реформа медицины проводилась жестко и вызывала критические отклики, но позитивные результаты тоже в наличии. Принята и реализуется стратегия развития образования в регионе, ее также немало критикуют, но некоторые обнадеживающие эффекты дают ростки. В позитив запишу и транспортную реформу, при всех ее недоработках и сбоях.
Из проблемного – промполитика требует более напористого продолжения. Дорожная тема, которая по понятной причине, первые месяцы работы в качестве врио не сходила с уст первого лица, не то чтобы не продвигалась в реализации (немало дорог построено и отремонтировано), но явно не «выстрелила». Иронических разговоров на тему дорог в регионе – море, хотя, по мне, они вызваны, скорее, перегретостью ожиданий на ранних этапах работ бывшего главного дорожника страны.
При наличии позитивных перемен еще очень далеко до приемлемого уровня развития социальной инфраструктуры, а также соотнесения образовательной системы и рынка труда – но эти проблемы носят общий для большинства регионов характер. Больше надо делать в части модернизации инфраструктуры коммунальной, хотя усилия в этой части предпринимались немалые, но ресурсная база, уровень менеджмента и глубина воздействия на «Квадру» оказались ограниченными.
Наконец, городская повестка. Удалось подтянуть инфраструктуру малых и средних городов, но самым проблемным остается областной центр – тот же рейтинг Минстроя с крайне низкой позицией там Курска весьма точно отражает реальность. Скандал с парком «Бородино» в финале губернаторского правления – явный индикатор неблагополучия в делах областного центра.
Если говорить о команде, системе и стиле управления, то после неизбежных флуктуаций в начале работы Старовойту удалось, в целом, собрать относительно работоспособный механизм. Областная исполнительная власть сейчас представляет собой, скорее, конгломерат игроков и групп, но губернатору удалось его встроить в общий поток задач. Сам он после того как отпахал почти год до выборов в статусе врио в суперручном режиме, перешел к модели делегирования, стимулирования и контроля.
В ручном формате решались приоритетные задачи, в других сферах глава региона использовал стиль арбитра, контролера и мотиватора. В целом, этот подход, включая единственный для черноземных регионов случай учреждения самостоятельного областного премьера в статусе первого заместителя губернатора, оправдал себя.
Особо отмечу личный губернаторский стиль. Важно понимать, что Старовойт приехал в регион после работы крупным федеральным чиновником с впечатляющей управленческой биографией. Поэтому его адаптация к новой управленческой и, главное, политической (ранее ему не свойственной) роли вышла довольно быстрой и успешной. Кокетливое «я не политик» ушло на ранних этапах работы. Именно как политик Роман Владимирович проявил себя весьма эффективно – в части позиционирования, обратной связи, отзывчивости с реакцией на значимые и резонансные события. Стиль спокойного и неконфликтного доминирования оказался весьма подходящим для курской почвы и местного «сообщества элит». Осторожность и взвешенность, доступность донесения информации до первого лица, в том числе через высокую личную вовлеченность в социальные сети, играли в плюс. Думаю, многие жалеют о неизбежном теперь отъезде Старовойта именно по причине его, как бы корректно сказать, очень высокой адекватности для человека соответствующего статуса и властных возможностей. Ибо для российских начальников, в том числе региональных, наличие такой адекватности – одна из самых больших проблем. Точнее, проблема для регионов, их элит и жителей.
Со вчерашнего дня регион замер в ожидании нового врио, который, по традиции, скорее всего, выдвинется на осенние выборы. Не будем гадать на кадровой гуще, но отметим следующее. Действующая система рекрутинга губернаторских кадров отдает предпочтение тем, кто зачислен в соответствующий резерв. Народу там немало, одних только выпускников «школы губернаторов» нынче больше трех сотен. Но важно помнить, что регион находится, по факту, в прифронтовом положении, подвергается регулярному военному воздействию, так что появление здесь человека «со стороны» несет определенные риски для сохранения стабильности и управляемости территорией. Так что Кремлю предстоит выбирать между доминирующими практиками «внешних» назначений, несущими потенциальные издержки, и поиском «внутренних резервов», вовлеченных в выстроенные и работающие цепочки взаимодействия с различными службами в условиях СВО.